11.07.2008 03:05
    Поделиться

    Саратовское правительство старается сократить число принимаемых в области целевых программ

    В областном правительстве началось активное обсуждение проектов целевых программ, разработанных отраслевыми министерствами. Однако даже прошедшие утверждение документы могут не получить реального воплощения.

    Источник недофинасирования

    Из года в год стратегические планы областных министерств и ведомств, оформленные как целевые программы, болеют общим тяжелым недугом. Имя ему - недостаточное финансирование.

    Например, уже несколько лет тонкой струйкой поступают деньги на программу "Молодежь Саратовской области", действие которой завершается в этом году. Два года назад на ее мероприятия было выделено почти семь миллионов рублей, или 93 процента от запланированных средств. В прошлом вместо 28 миллионов нашлось около восьми, а в этом году - 11 миллионов 640 тысяч вместо плановых 31,5 миллиона рублей. В отделе молодежной политики министерства образования области корреспонденту "РГ" рассказали, что почти не финансировались разделы, направленные на поддержку молодых семей, молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, профессиональную ориентацию.

    В этом году начала действовать новая целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Саратовской области". По предыдущей, рассчитанной на 2005-2007 годы, было запланировано почти пять миллионов рублей. В результате выделили чуть больше трех.

    - И средства-то небольшие, но и те были выделены не в полном объеме, - сетует в разговоре с корреспондентом "РГ" Алексей Синотов, начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в Саратовской области. - Для сравнения: в соседней с нами Пензе три миллиона рублей на эти цели выделялись ежегодно.

    Как сообщили корреспонденту "РГ" в комитете по экономической политике, предпринимательству и туризму областной думы, в этом году на программу "Развитие физической культуры и спорта" выделено лишь 30 процентов от запланированных средств, программа "О дополнительных мерах по улучшению демографической ситуации в Саратовской области" профинансирована на 40 процентов, "Охрана репродуктивного здоровья населения" - на 47.

    Город без огней

    Как оказалось, на скудном финансовом пайке сидят не только областные программы. То же самое можно сказать о половине из 11 муниципальных целевых программах, действующих в областном центре.

    Одна из них посвящена поддержке одаренных детей. Если верить документам, программа начала работать в 2006 году. Однако за прошедшие полтора года на ее реализацию не было выделено ни одного рубля. Чиновники из администрации уверяют, что все не так грустно. Дескать, поддержка юных талантов осуществляется за счет спонсоров. Но депутаты городской думы констатировали, что большинство из запланированных в программе мероприятий так и остались не выполненными. У муниципалитета не нашлось даже десяти тысяч рублей на проведение социсследований и тестирование способностей школьников и 30 тысяч рублей на грантовую поддержку социально незащищенных одаренных детей, хотя эту сумму разработчики программы предусмотрели.

    По программе "Электронный Саратов", предполагающей создание и развитие единого информационного пространства органов местного самоуправления и рассчитанной на 2005-2009 годы, уровень фактического финансирования составил около двух миллионов рублей. Это лишь 6,5 процента от запланированных средств. Чиновники объясняют это необходимостью учитывать современные требования к информационным технологиям. Выходит, за три года документ успел полностью устареть. Надо ли было его в таком случае принимать?

    Лишь наполовину работает муниципальная программа "Золотые огни" по освещению магистральных улиц Саратова. Документ предполагает софинансирование мероприятий из областного бюджета, но региональная власть свои обязательства исполнять не спешит. В прошлом году из областного бюджета не поступило 5,58 миллиона рублей, в этом - 10 миллионов. Между тем при полном финансировании программных мероприятий в этом году можно было бы восстановить более 30 километров уличных сетей. Городские депутаты даже написали письмо губернатору с просьбой найти эти деньги. Но их областные коллеги считают, что проблема не столь велика, чтобы город не мог с ней справиться собственными средствами.

    Блин комом

    Первый заместитель министра экономического развития и торговли области Александр Ульянов признает, что проблемы с финансированием целевых программ есть:

    - Понимаете, в чем дело: раньше министерства получали деньги напрямую из бюджета, других вариантов не было. А когда появились целевые программы, с помощью которых тоже можно получать бюджетные средства, министерства стали печь их как блины. При этом закладывали в программы множество второстепенных мероприятий с расчетом, что если появятся дополнительные доходы, то их выполнят. Ну, а на нет и суда нет...

    В 2002 году количество целевых программ в регионе выросло до 54! В 2003 реестр сократился до 49 программ, и только 35 из них финансировались областным бюджетом, а уровень обеспечения составлял лишь 19 процентов от утвержденных параметров.

    В такой ситуации, отмечает Александр Ульянов, нужно было как-то ограничивать программный бум. Вышло 61-е специальное постановление правительства, которым утверждался порядок разработки и реализации областных целевых программ. Теперь итоги их выполнения рассматриваются ежегодно, появилась возможность досрочно приостанавливать самые неэффективные. После ревизии, проведенной министерством экономического развития и торговли, в 2004-2006 годах досрочно прекратили свое действие девять программ, а ряд программ схожей проблематики были объединены.

    - В целом работа в этом направлении улучшается, - отмечает Ульянов. - В этом году на финансирование целевых программ в областном бюджете предусмотрено 4,8 миллиарда рублей. По сравнению с прошлым годом рост в 1,2, с 2005-м - в четыре, а к 2004-му - более чем в шесть раз.

    Отмечается и повышение уровня их бюджетного финансирования. Если в 2005 году, например, на все программы в среднем было выделено только 35 процентов запланированных средств, то в этом уже больше половины - 62 процента.

    Александр Ульянов не сомневается, что, начиная со следующего года, ситуация изменится принципиально. По новому бюджетному кодексу с 2009 года вступает в силу норма о планировании бюджетных ассигнований на реализацию программ в соответствии с утвержденными в программах объемами финансирования. Проще говоря, нужно будет либо закладывать в бюджет столько средств, сколько предусматривает программа, либо корректировать саму программу. Это позволит упорядочить "программную перезагрузку" ведомств и избежать завышения плановых расходов.

    Кроме того, право утверждать областные целевые программы перейдет от областной думы к правительству. Это даст возможность оперативнее перераспределять средства в случае, если где-то удастся сэкономить.

    - Научиться предстоит двум вещам - исключать дублирование и более реально просчитывать возможности финансового обеспечения программ, исходя из трехлетнего финансового плана, - подводит итог Ульянов. - Есть, впрочем, и еще одна хитрость, которую тоже не сразу разглядишь, - это когда в программу в скрытом виде закладывается финансирование текущей деятельности органов исполнительной власти.

    Комментарий

    Леонид Писной, депутат областной думы:

    - Большинство программ рождается от желания руководителей министерств улучшить ситуацию в какой-то конкретной отрасли. Но есть старая пословица, что денег никогда не бывает много. Поэтому-то четыре года назад мы балансировали на уровне 15-20 процентов средней обеспеченности всех программ. С ростом экономики области и профицита регионального бюджета ситуация начала исправляться. Но денег по-прежнему не хватает, и приходится выбирать приоритеты. У нас есть программы, которые финансируются на сто процентов, более того, мы в течение года вносим в них корректировки в сторону увеличения. В основном это все, что связано со здравоохранением, обеспечением граждан жильем, питьевой водой. Лучше стали финансироваться программы по борьбе с преступностью.

    Но по-прежнему самой обиженной остается программа по развитию культуры. Прежде всего это касается поддержки сельских клубов. В Ровном, например, уже несколько лет нет районного дома культуры, он сгорел. Чтобы исправить ситуацию, мы закладываем два миллиона, а оказывается, что нужно в разы больше.

    Поделиться