Чему русский театр может научиться у Бродвея

В издательстве "ГИТИС" вышла книга доцента РАТИ, вице-президента "Евротеатра" Дмитрия Самитова "В зеркале Бродвея". Ее появлению предшествовала работа автора в театральных центрах США, и мы встретились с ним, чтобы больше узнать о том, как работает механизм американской культуры и в какой мере ее опыт полезен для нас.

Российская газета | Россия считается театральной страной, можно ли назвать таковой Америку?

Дмитрий Самитов | Да, бесспорно. Хотя, когда в Америке театр только зарождался, Россия уже имела театральную историю. И опыт МХТ, Станиславского, Михаила Чехова стал за океаном важным ориентиром. Учение Станиславского там и сейчас изучается очень пристально.

РГ | В России многие считают, что система Станиславского была едва ли не тормозом русского театра. Что на этот счет думают в Америке?

Самитов | Пыл наших ниспровергателей, их вечная любовь к революциям там непонятны. Я встречался в Лос-Анджелесе с теми, кто преподает систему Станиславского артистам кино. И когда позволил себе усомниться в ее универсальности, это повергло их в шок. Для них система - база, на которой зиждется вся исполнительская практика кино и театра.

РГ | Есть также мнение, что пора худруков ушла, приходит эра продюсерского театра. Расскажите о роли продюсера в Америке.

Самитов | Продюсер в США - компетентный человек, который знает, какого характера продукт он хочет получить, знает, как этого добиться, и является координационным центром всего предприятия. Это там профессия абсолютно творческая. И творческое начало он сочетает с целесообразностью, с экономичностью - каждое звено должно дать максимум возможного.

РГ | Если режим экономии, откуда такие сногсшибательные бюджеты?

Самитов | Очень выросли расходы на рекламу и маркетинг. Кроме того, в бродвейских шоу, в кино используются сложные научные и технические разработки, они тоже требуют больших денежных вливаний.

РГ | А баснословные гонорары звездам? Наши гламурные журналы любят смаковать их аппетиты.

Самитов | Не хочется разрушать мифы, которым верят миллионы: пусть верят. Если взять среднестатистического театрального актера в США, его зарплата достаточна для существования. Но ведь стационарных трупп там почти нет. Средний спектакль идет недель пять плюс четыре недели репетиций - два месяца актер имеет заработок. Но будет ли он его иметь остальные десять месяцев - большой вопрос.

РГ | А в кино?

Самитов | Там оплата много лучше. Поэтому в театре, как правило, люди молодые. А потом они стремятся уйти в кино или на ТВ. Кино притягивает их не только гонорарами: появившись на экране, они становятся более востребованными. Но и Мерил Стрип, и Дастин Хоффман, и другие звезды кино иногда играют в театрах: там больше творчества, там интереснее.

РГ | В России сейчас говорят, что репертуарный театр - театр-дом - исчерпал свои возможности, и пора переходить на западную модель. Каковы преимущества американской модели театра?

Самитов | Русский репертуарный театр, конечно, обходится дороже. Наши актеры получают зарплату - западный театр от таких расходов старается избавиться, платить по счетам. В наших столичных театрах норма, когда активно задействована половина труппы, остальные считаются балластом. В западном театре балласта нет. Но в мире не случайно с благоговением относятся к нашим репертуарным театрам. И необдуманный перенос западного опыта был бы опасен. Есть большой репертуар - артисту интересно работать, он развивает свои творческие ресурсы. А на Бродвее актер восемь раз в неделю месяцами играет одну роль. И уподобляется роботу. Но есть у американской системы и необходимый нам опыт: она зиждется на законе, по которому вы можете часть налога, который должны заплатить, направить на финансовую помощь театру, музею, больнице. Это очень важно. Только такая система в сочетании со спонсорской помощью может решить главную проблему российской культуры.

РГ | Классический жанр американского театра - мюзикл. Как он функционирует?

Самитов | Здесь тоже много мифов. А реальность в том, что 95 процентов бродвейских премьер закрывается уже через месяц-другой и только 5 процентов продолжают жить. И считаные единицы становятся мировыми хитами: "Мисс Сайгон", "Призрак оперы", "Кошки"... Это чрезвычайный риск. На него могут позволить себе пойти только крупные фирмы наподобие "Диснея". Уже два года идет мюзикл Wicked на сюжет "Волшебника из страны Оз", который продюсировала Universal. Но даже такая крупная студия не может взять риск только на себя. Шоу идет на многих сценах мира, причем билеты стоят до 180 долларов при залах до 3 тысяч зрителей. Представляете, какие прибыли получает такой мюзикл, идущий 8 раз в неделю! При этом затраченные деньги начнут возвращаться не скоро: каждая такая постановка - настоящая фабрика.

РГ | Есть понятия "Бродвей" и "офф-Бродвей". В чем принципиальная разница?

Самитов | Бродвейский театр располагается в центре Манхэттена, где строились коммерческие здания - коробки, которые может снять любой продюсер для создания там спектакля. Профсоюзы установили там бродвейский уровень зарплат. Театры, которые стали появляться после Второй мировой войны, ориентировались на некоммерческую продукцию. Их интересовали новые драматурги и новые направления. И залы там меньше - до 300 мест. Бродвейские театры создаются с целью получить прибыль, внебродвейские - сделать художественный спектакль. Офф-Бродвей генерирует идеи, Бродвей доводит их до массового искусства. Без офф-Бродвея все впало бы в застой и заглохло.

РГ | Как странно, что в США не сложилась культура русского театра. Александр Журбин пробовал создать в Нью-Йорке русскоязычный театр, где играла Елена Соловей, но не привилось...

Самитов | Я встречался там с многими театральными деятелями, предки которых были выходцами из России. Они помнят свои русские корни. Но, наверное, менталитет тех, кто уехал недавно и еще пользуется русским языком как главным, более склонен к жанрам эстрадным, песенным. Менее развиты гастроли театров - вот недавно приезжали актеры БДТ, "Современника". А Журбин, вероятно, не нашел стабильного финансирования. Получить средства на принципиально новое дело всегда труднее.

РГ | Кто прав - говорит практика. Американское кино генерирует крупных актеров - они воспитаны на системе Станиславского. В нашем кино теперь крупных актеров практически нет, падение мастерства заметно каждому. Революция в кинотеатральных школах России продолжается.