Амурские золотодобытчики намыли первые тонны металла в новом сезоне. Солидный прирост дал Тындинский район. По сравнению с прошлым годом, золота добыто в два раза больше. Сколько на артелях заработают местные бюджеты, выяснял корреспондент "РГ".
Каждое утро старателей начинается с радио или интернет-новостей, где объявляют о стоимости тройской унции золота (31,1 грамма) на Лондонской бирже. Последние дни известия с главной мировой биржи радуют золотодобытчиков. Цена унции вплотную приблизилась к тысяче долларов. В пересчете на рубли получается в среднем 750 рублей за грамм, в прошлом году за такое же количество золота давали меньше 600 рублей. Сегодняшняя цена на металл на мировом рынке позволяет артелям и рудникам развивать производство, открывать новые участки и даже вести геологоразведку - дорогое удовольствие по нынешним меркам.
- В Тындинском районе работают 19 золотодобывающих предприятий, которые ведут добычу рудного золота, - рассказывает корреспонденту "РГ" начальник отдела природопользования администрации Тындинского района Олег Малыгин. - В этом году они планируют получить около двух тонн драгоценного металла. И это несмотря на то, что сейчас на фабрике одного из рудников идут наладочные работы. Дальше золотодобытчики объемы будут только наращивать. Это в интересах инвесторов, которые вкладывают большие деньги в разработку месторождений, строительство фабрик и вахтовых поселков.
На севере Приамурья начинают разрабатываться и новые залежи драгоценных металлов. Одно из них - Бамское. По прогнозам, запасы этого месторождения составляют более двухсот тонн полиметаллических руд: золота, серебра, свинца, цинка. В ближайшее время на полигоне должно начаться строительство золотоизвлекающей фабрики.
Старатели подчеркивают, что в последнее время финансовые вопросы уходят на второй план по сравнению с проблемами получения различных разрешительных документов.
- Сегодня слишком большой срок оформления документов: от принятия решения об освоении месторождения до добычи золота проходит до двух лет. Время на получение разрешительной документации тратится больше, чем на освоение самого месторождения, - объясняет директор золотодобывающего предприятия Федор Сидоров. - У нас получается, что одни и те же работы контролируют несколько ведомств.
С этим согласны и в районных администрациях. Но упростить процедуру получения ряда документов они не могут.
- Взять, к примеру, ситуацию с общераспространенными полезными ископаемыми (ОРПИ). Для того чтобы получить лицензию на вывоз гравия, нужно согласовывать полгода документы. Мы выходили с инициативой на областное правительство и просили, чтобы нам разрешили выдать лицензию на ОРПИ объемом добычи до трех тысяч кубов на уровне районной администрации. Это помогло бы гораздо быстрее решать все вопросы, но пока никакого ответа из областного центра нам не поступало, - говорит начальник отдела природопользования администрации Тындинского района Олег Малыгин.
По сути, Тындинский район, который в буквальном смысле стоит на золоте, должен купаться в деньгах и не нуждаться в финансовой поддержке из областного и федерального бюджетов. Но богатый север Приамурья сегодня нуждается так же, как и бедные южные районы области. А все дело в налоговых перераспределениях.
Еще одиннадцать лет назад в районный бюджет поступало 40 процентов от налога на недра. Затем этот размер был уменьшен до 25 процентов. С января 2005 года ставка для района еще снизилась и составила уже 5 процентов. С 2006 года по настоянию тындинцев она была поднята до 10 процентов. То есть с каждой сданной государству тройской унции золота району остается 0,1 унции (3,1 грамма, или 2325 рублей). И даже несмотря на это увеличение, бюджет района по сравнению с девяностыми годами каждый год теряет десятки миллионов рублей.
Если бы эти деньги оставались у нас, то Тындинский район стал бы единственным в области районом-донором, - уверены в районной администрации.
По прогнозам мировых финансовых агентств, цена золота в этом году будет неуклонно расти вверх, а это значит, что амурские золотодобытчики смогут выполнить свои обязательства перед кредиторами, поставщиками техники, выплатить достойную заработную плату старателям и по-прежнему оставаться главными меценатами северных районов. Остается только вопрос: что от высоких цен на золото получат местные бюджеты?..