24.07.2008 03:25
    Поделиться

    Современные информационные системы не спасают уральцев от бюрократии

    Без доступа людей к информационной системе управленческая машина по-прежнему тормозит

    Все больше государственных и муниципальных организаций заявляют о создании собственной компьютерной информационной системы, доступной каждому земляку.

    Дескать, стоит только сесть за персональный домашний компьютер, выйти в Интернет, и все ваши проблемы будут "онлайн" решены. Хотите задать вопрос, получить справочную информацию? Пожалуйста! Вот только на деле большинство из этих информационных систем служит не более чем телефонным справочником, в котором выставлены координаты начальства. Получить через них оперативную актуальную информацию, к примеру о том, почему отключили в доме горячую воду, невозможно. Не говоря уж о всевозможных справках, которые по-прежнему правят бал в чиновничьих кабинетах.

    Кто не успел

    В конце прошлогоднего октября пенсионерка Людмила Новоструева приболела, а потом у нее умер брат, из-за чего она полмесяца отсутствовала в Екатеринбурге. И только вернувшись, узнала, что с ноября ей перестали выплачивать субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг. Ни справки о нездоровье, ни копии железнодорожных билетов не помогли: снова получать государственную поддержку она стала лишь с января. Но до сих пор пожилая женщина добивается выплаты незаконно, по ее мнению, недоданных за два месяца денег.

    Судя по накопившимся за это время бумагам, Людмила Ивановна обошла уже всевозможные инстанции. А иные из них, что называется, до печенок достала - в частности ООО "Единый расчетный центр" (ЕРЦ), которое, четырежды изложив заявительнице одно и то же, дальнейшую переписку с нею прекратило. Обращения в прокуратуру, к депутатам, уполномоченному по правам человека тоже не помогли. Дальше - только суд.

    Позиция ЕРЦ проста, как семнадцать рублей той самой поддержки, что в среднем приходятся на каждый день жизни пенсионерки Новоструевой. Есть постановление федерального правительства от 14 декабря 2005 г. № 761, по которому субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется на полгода.

    Хочешь дальше ее получать - снова собери и принеси все необходимые справки. Не можешь прийти - пришли нотариально заверенные копии. Дается тебе на это тридцать дней - до середины месяца, следующего за тем, в котором эти полгода истекают. Кто не успел - ЕРЦ не виноват.

    У Новоструевой полгода закончились 31 октября. По ее словам, она в ЕРЦ звонила, но телефонные звонки к делу не пришьешь. А с новым пакетом документов пришла только 29 декабря. С января ей новую субсидию и предоставили...

    Все вроде бы логично, да только у Людмилы Ивановны своя правда. Всю сознательную жизнь она живет одна, последние двадцать пять лет в одной и той же однокомнатной квартире, на пенсии уже восемнадцать лет, вторая группа инвалидности пожизненно, скончавшийся брат миллионером тоже не был, немереного наследства сестре не оставил - меняется ли что­то в такой ситуации за два месяца?

    Право на очередь

    Впрочем, главное даже не в этом. Вместе с Риммой Варнавской, об инициативном пенсионном законопроекте которой, поддержанном рядом экономистов и юристов Свердловской области, "РГ" писала весной, Новоструева считает, что из-за хитрой чехарды с законодательством государство с 1992 года задолжало ей около 400 тысяч рублей. Так что пресловутая субсидия - это не благотворительная помощь государства, а всего лишь возврат небольшой части долга. И за собственные "зажиленные" кровные она еще должна дважды в год по две недели бегать по конторам, собирая какие­то справки?

    Сколько можно гонять людей по разным чиновным коридорам и кабинетам?

    Хоть в реанимации лежи, а в нужный срок свое существование бумажным образом системе засвидетельствуй - ежели, конечно, самому от нее что­нибудь нужно. По­другому просто не работает. А потому не о денежках недополученных речь и даже не о драгоценном времени и нервах, которые тратит человек на собирание всех и всяческих справок...

    На днях Управление федеральной миграционной службы по Свердловской области сообщило о введении в действие системы "Электронная очередь". Приходишь, нажимаешь необходимые кнопки - и из аппарата выскакивает талон, на котором указаны дата и время, когда ты должен подойти к нужному окну. Спору нет - конечно, удобнее. Но радости особой не пробуждает. Ведь живая очередь не померла - просто перестала глаза мозолить. И любая бумажная справка оттого, что не от руки пишется, а из принтера выползает, своей природы не меняет.

    В том же ЕРЦ информация о коммунальных платежах вся в электронном виде имеется, но при подаче документов на субсидию, по словам Людмилы Ивановны, по-прежнему требуют ксерокопии квитанций. Да плюс от энергетиков справку об отсутствии задолженности, хотя опять же квитки об уплате имеются. Вот разве что Пенсионный фонд с согласия Людмилы Ивановны, когда она оформляла субсидию, обязался сообщать в ЕРЦ данные о производимых ей пенсионных выплатах в электронном виде. Но и то почему-то не заладилось...

    Железно

    Вот и получается, что, сколько бы власти ни тратили денег на закупку компьютерного "железа" и программного обеспечения, без настоящей, системной информатизации наша машина государственного и муниципального управления по-прежнему остается паровозом, пребывая если не в каменном, то как минимум в прошлом веке.

    И, сколько бы ни учили чиновников внимательно и терпеливо относиться к людям (тут, кстати, определенные успехи иногда встречаются), в целом этот паровоз по-прежнему не в состоянии гибко реагировать на обстоятельства реальной жизни.

    Разве что отсвистываться и время от времени уходить в облака жгучего пара.

    Поделиться