24.07.2008 03:59
    Поделиться

    Юрий Степкин: Спорт - не бизнес, заработать на нем практически невозможно

    олимпийские награды ждут спортивные функционеры от южноуральских атлетов

    Через две недели стартуют XXIX Олимпийские игры в Пекине. Спортсмены завершили последние отборочные старты и готовятся к главному соревнованию четырехлетия. О том, каковы шансы наших атлетов на Играх-2008 и как будет развиваться региональный спорт, на "Деловом завтраке" в Челябинском филиале "РГ" рассказал новый министр физкультуры, спорта и туризма области, бронзовый призер Олимпиады-2000 в Сиднее, дзюдоист Юрий Степкин.

    Кимоно в шкафу

    Российская газета: Юрий Викторович, насколько легко сменили кимоно на костюм чиновника?

    Юрий Степкин: Не каждый спортсмен способен стать функционером. Очень многие по окончании спортивной карьеры остаются на тренерской работе, уходят в бизнес, другие сферы. Мне помогло университетское образование, которое я получил, еще будучи спортсменом. Сначала было интересно поработать тренером, затем начальником по учебно-спортивной работе Центра олимпийской подготовки по дзюдо. Совмещал это с работой тренера сборной РФ и старшего тренера УрФО. Потом стал директором ЦОП. Менялись должности, но направление оставалось то же - спорт. Узнавал много нового для себя, профессионально рос. Благодарен тренерам сборной, много информации от них получал для практической работы. Ведь университетские знания без практики бесполезны.

    РГ: Не жалеете, что не ушли в бизнес?

    Степкин: Нисколько. Я лучше чувствую себя в спортивной сфере, она мне интереснее. Благодаря опыту хорошо чувствую нужды спортсменов. Хочу, чтобы поменьше было преград для развития спорта и физкультуры. Наша область богата природными ресурсами, нужно поднимать туризм. Чем больше людей мы вовлечем в спортивную жизнь, тем здоровее будет наше общество.

    РГ: А как бывшие партнеры и тренеры отнеслись к вашему назначению министром?

    Степкин: Рады за меня. Несмотря на должность, навсегда останусь для них Юрой. По-прежнему без обиняков обсуждаем любые вопросы. Жизнь-то назначением не заканчивается, круг друзей остается.

    РГ: Почувствовали нехватку опыта на первых порах?

    Степкин: Это дело наживное. Главное - желание. Никогда раньше не интересовался высокими постами, портфелями министров и директоров. Но нужно понимать, что чем тяжелее портфель, тем выше ответственность. Если человек занимается любимым делом, он чувствует себя комфортно, ему по силам справиться с любой задачей. В министерстве работает много специалистов, на опыт которых можно опереться и расти вместе с ними. Эта работа мне интересна. И, как говорится, хотелось бы оставить след, а не наследить.

    РГ: Будучи спортсменом, наверное, сталкивались с недостатками работы функционеров, которые хотели бы исправить в вашей в нынешней должности?

    Степкин: Например, непонятно было, почему командировочные спортсменам выдают уже по возвращении из командировки. Нужно выдавать деньги до выезда! Хотелось бы изменить ситуацию. Есть и другие неприятные моменты, которые могут отвлекать спортсменов от их важной работы.

    Четыре надежды

    РГ: Наших олимпийцев вы знаете не понаслышке. Каков медальный план области?

    Степкин: Как всегда, рассчитываем на водное поло. Боксеры могут даже не одну медаль в копилку принести - такое будет впервые в истории области. Дзюдоисты - реальные претенденты на места на пьедестале - показали очень хороший уровень. В легкой атлетике, возможно, будет медаль. Гребцы могут оказаться в тройке призеров. Остальные для соперников темные лошадки, которые должны набраться опыта, а при удачном стечении обстоятельств, могут и выстрелить. Рассчитываем минимум на четыре медали.

    РГ: За олимпийские медали спортсмены получают призовые деньги от государства и региона. На что вы потратили свою премию за "бронзу" Сиднея-2000?

    Степкин: Если честно, уже не помню. Когда человек активно занимается спортом, он не акцентируется на деньгах. Не обращает внимания, на что и сколько тратится. Поэтому я часто говорю, чтобы ребята как можно раньше определялись со своим будущим по окончании спортивной карьеры. Привыкаешь жить на широкую ногу, забываешь, что век спортсмена короток. И необходимо создать определенный задел на будущее.

    Туристическая Мекка

    РГ: Южноуральские власти уже много лет пытаются сделать наш регион Меккой горнолыжного туризма. Какие направления спорта и туризма собираетесь развивать вы?

    Степкин: Горнолыжный туризм - один из основных видов. У нас 10 баз, инвесторы вкладывают деньги. И это здорово! Кроме этого, планируем развивать массовый туризм. Хорошая программа - "Тропы здоровья". Люди должны укреплять здоровье самыми простыми и доступными способами. Сам на горные лыжи ни разу не вставал. Просто дзюдо - вид спорта, в котором нужно беречь спину и колени. Сейчас есть возможность и желание попробовать.

    РГ: И все-таки на какие виды спорта будет сделан акцент?

    Особые надежды возлагаются на водное поло, бокс, дзюдо, легкую атлетику и греблю

    Степкин: В первую очередь на те, которые дают результат! И конечно же на массовые, национальные. Всего мы культивируем 102 вида спорта. Приоритет отдан зимним видам, поскольку такой у нас климат. Это мужской и женский хоккей, коньки, возможно, в сноуборде ребята вырастут к следующей Олимпиаде. В лыжных гонках и биатлоне после ухода Светланы Ишмуратовой пока нет достойной замены. Но и про эти виды мы не забываем.

    А вообще я думаю, что поддержка любому виду спорта должна быть пропорциональна достигнутым результатам и массовости его приверженцев. Все спортивные центры создаются под результат. Для боксеров создали центр, когда появились чемпионы Европы и мира. Центр олимпийской подготовки в легкой атлетике появился после того, как Елена Елесина завоевала золотую медаль Игр. В дзюдо у нас есть уже три медали - тоже появился центр. В академической гребле магнитогорец Кравцов стал олимпийским чемпионом, Антон Васильев и Илья Медведев отобрались в Пекин-2008 в гребле на байдарках и каноэ, - решаем вопрос со строительством базы по водным видам спорта. Вообще любые программы должны служить толчком к развитию видов спорта.

    Опыт и молодость

    РГ: Читатель Андрей Кравченко интересуется: почему, кроме Ишмуратовой, в Челябинской области не удалось воспитать больше ни одной олимпийской биатлонистки?

    Степкин: Этот вопрос я пока только изучаю. За один месяц сложно досконально вникнуть во все аспекты подготовки спортсменов. Наверное, все зависит от тренеров и федераций этих видов спорта. Сейчас у нас возрастные тренеры - всем за 50 лет. Нужна свежая кровь. Сплав опыта и амбициозной молодежи может дать результат.

    РГ: Свердловские власти недавно объявили, что отказываются финансировать хоккейный клуб "Автомобилист", поскольку 550 миллионов рублей - минимальный размер бюджета для команд КХЛ - неподъемная сумма даже для такого мощного региона. Как обстоят дела с финансированием нашего "Трактора" на будущий сезон?

    Степкин: Мы тоже не можем позволить себе тратить такую сумму на один клуб. Но у нас большие хоккейные традиции в отличие от Свердловской области, поэтому мы в любом случае найдем возможность достойно представить "Трактор". Нужно понимать, что финансирование клуба не может проводиться только из бюджета. Область выделяет на "Трактор" чуть больше 100 миллионов рублей. Остальное - собственные доходы клуба, помощь спонсоров.

    РГ: Как вы относитесь к женщинам, которые занимаются мужскими видами спорта?

    Степкин: Если говорить о женском боксе, штангистках, то раньше тяжело воспринимал. На дзюдоисток поначалу даже смотреть не мог. Когда стал функционером, взглянул на женские виды по-другому. Спорт сегодня становится все более зрелищным. И в женских видах в этом смысле есть своя прелесть. Скажем, в метании молота: выходят симпатичные девушки, делают такие вещи, на которые и я бы не отважился. Это заслуживает восхищения.

    Бизнес на спорте

    РГ: Как вы считаете, спорт сегодня - это бизнес? Может ли он приносить деньги в бюджет?

    Степкин: Туризм - может. На спорте заработать - практически невозможно. Только за счет привлечения спонсоров. Мы помогаем спортсменам, обращаемся к губернатору, и Петр Сумин поддерживает наши инициативы об увеличении нормативов финансирования. Но то, что может дать бюджет и спонсор, - это порой колоссальная разница. Плюс бюджета - его стабильность.

    Деньги в бюджет могут приносить спорткомплексы. Такие, как бассейн "Строитель", Ледовый дворец "Уральская молния". Последний на заработанные деньги еще и содержит Центр олимпийской подготовки. В ближайшее время "Уральская молния" сможет перейти на самофинансирование. Что и было запланировано.

    РГ: Как вы относитесь к тому, что многие бывшие спортсмены идут во власть?

    Степкин: А кто кроме них знает нужды спортсменов, сможет защитить их интересы? Когда знания сталкиваются с возможностями, можно построить эффективную работу.

    РГ: Вы первый чиновник, у кого мы не видим на руке часов. На встречи не опаздываете?

    Степкин: Ориентируюсь во времени по солнцу (смеется). За модой не гонюсь, выделяться с помощью красивых вещей не люблю. Мне это чуждо. Прежде всего мне интересно душевное равновесие, наверное, потому что по знаку зодиака я Весы. А все остальное сегодня есть, завтра - нет.

    Поделиться