01.08.2008 08:05
    Поделиться

    Президент дал сигнал правоохранительным структурам и органам власти

    В четверг президент Дмитрий Медведев искал ответ на простой вопрос, на который все ответы на самом деле давно известны - кто конкретно мешает в России развитию малого бизнеса?

    Уже четыре месяца государство активно разрабатывает новую политику в отношении малого и среднего бизнеса, который в России развивается крайне медленно. И, быть может, все дело в условиях постоянных и зачастую необоснованных проверках со стороны широкого круга надзорных органов.

    За благополучие малого бизнеса Дмитрий Медведев взялся буквально сразу же после своего избрания президентом. Еще не вступив в должность, в конце марта он провел заседание президиума Госсовета, где был дан ряд первых поручений по ослаблению административной нагрузки на малый бизнес.

    А спустя неделю после инаугурации главой государства был подписан Указ "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности", вслед за которым правительство подготовило целый пакет федеральных законов, часть из которых уже опубликована и в скором времени должна вступить в силу.

    Между тем политический сигнал, данный на самом высоком уровне четыре месяца назад, плохо доходит на места, где, по словам самих предпринимателей, в сознании контролирующих органов мало что меняется.

    Чтобы выяснить, кто конкретно отстает от государственной политики, Дмитрий Медведев отправился в город Гагарин Смоленской области, где за одним столом с группой местных малых предпринимателей задал прямой, но непростой вопрос: "Кто мешает?"

    - Несовершенство законодательства и, конечно, так скажем мягко, действующие инструкции надзорных органов, - осторожно ответил Владимир Гайдук, совладелец двух кафе в Гагарине. - Они выпущены в 1913 году.

    - Ну, конечно, не в 1913-м, но в 1930-х точно, - согласился глава государства.

    - Мы все в ожидании, что нас укусят, - делился нелегкой долей бизнесмен.

    - Кто все-таки наиболее кусачий? - попытался добиться конкретики Медведев.

    - Роспотребнадзор, - выдал после паузы Гайдук.

    - Роспотребнадзор, - повторил президент, но не удовлетворился этим. - Кто еще кровь пьет? Плюс правоохранительные органы пошаливают.

    - Что касается правоохранительных органов, мы однозначно говорим - нет, - ответственно заявил бизнесмен. - Не в малых городах: здесь все друг друга знают. А вот федеральные службы...

    Малый бизнес, уверяли бизнесмены, совсем не против контроля, но когда при проверке первой фразой начинают угрожать, что закроют предприятие, это не лезет ни в какие ворота.

    - А второй фразой сообщают, сколько стоит, чтобы этого не произошло, - предположил Медведев.

    - Денег с нас не требуют, - возразил Гайдук.

    - А что тогда? - удивился президент.

    - Просто из вредности, - заявил бизнесмен. - Показать наше место в строю.

    Основная же проблема, по мнению бизнесменов, в том, что наверху сигнал о послаблениях малому бизнесу дан, а на местах - никаких перемен.

    Глава государства попытался еще раз донести сигнал до чиновников, сведя за одним столом представителей власти и руководителей надзорных органов с самими предпринимателями.

    "Первый шаг мы сделали, - заявил Дмитрий Медведев, памятуя об уже принятых мерах, - но и только, больше ничего. К сожалению, проблемы остаются все те же". Прежде всего предпринимателей измучили проверками и "наездами" по коммерческим наводкам.

    - Надо, чтобы правоохранительные органы и органы власти перестали кошмарить бизнес, - поставил задачу глава государства. - В нашей стране очень важное значение имеют сигналы. Вот считайте, что этот сигнал дан.

    "Сегодня я подписал план о противодействии коррупции, - заявил Медведев. - В ближайшее время по нему начнется работа".

    Этот сигнал касался как органов власти, так и самого бизнеса, поскольку коррупция - это порочный круг, в котором, с одной стороны, деньги тянут из бизнеса, а с другой - сам бизнес коррумпирует органы власти. Поэтому всех принятых указов, отметил президент, будет недостаточно, если в стране не создадут нормальный деловой климат.

    Как оказалось, в правительстве действительно ждут сложности с воплощением в жизнь принятых и будущих законов. Первый вице-премьер Игорь Шувалов, например, обеспокоен тем, как будет вводиться уведомительный порядок предпринимательской деятельности. "Мы даже с принятием федерального закона и уведомительным порядком имеем риск не начать эту процедуру, поскольку ожидаем, что мы такие нормы в форму декларации введем, что уведомительный порядок будет жестче, чем разрешительный", - заметил он.

    - А от кого это зависит? - уточнил президент.

    - Это зависит от правительства, но мы будем учитывать мнение министерств и ведомств и особенно Роспотребнадзора, - сообщил Шувалов.

    - Если понадобится поддержка, обращайтесь, - обратился Медведев в ответ, видимо, памятуя о нелестных отзывах предпринимателей в адрес ведомства.

    Озвучила свои сомнения и министр экономического развития Эльвира Набиуллина, по словам которой, на местах некоторые чиновники пытаются максимально нажиться перед вступлением в силу некоторых законов. В частности, это касается норм передачи малым предпринимателям арендуемых ими помещений, находящихся в муниципальной собственности. Местные власти в срочном порядке едва ли не разрывают договоры аренды, объясняя это защитой интересов региона, и пытаются снова сдать в аренду по завышенным ценам.

    Медведева такая "активность" чиновников возмутила. "Если там где-то начались манипуляции по дискредитации закона, то это надо проверить", - заметил президент, обращаясь к сидевшему за столом Генпрокурору Юрию Чайке.

    Но моментальная "реакция" чиновников - это не единственная проблема с передачей помещений в собственность малых предприятий. "Малый бизнес становится интересен с точки зрения рейдерства", - предупредила Набиуллина. В связи с этим она предложила целый комплекс мер начиная от юридической поддержки и заканчивая переводами всех корпоративных споров в юрисдикцию одного суда и по месту регистрации самого предприятия. Это поможет малому бизнесу в ситуациях, когда рейдеры парализуют его работу, заваливая исками в разные инстанции.

    Позиции и предложения чиновников президенту, скорее всего, были и так хорошо известны. А вот для бизнесменов все эти идеи наверняка звучали, как приятная музыка. Тем более что Дмитрий Медведев решил копнуть пласт проблем поглубже и фактически устроил бизнесу и чиновникам очную ставку.

    Бизнесмены слегка раскрепостились и первым делом стали ратовать за послабления в области налогообложения. Основатель предприятия "Бэмби", выпускающего одежду для детей до трех лет, Татьяна Кострова для начала обратила внимание на то, как проходят камеральные проверки, подтверждающие право на налоговые вычеты по НДС, и особенно - на количество необходимых для этого документов. В результате бухгалтеры каждый месяц тратят по две недели на прохождение проверки.

    Глава Федеральной налоговой службы Михаил Мокрецов не понимал, о чем речь, - с этого года количество необходимых документов сокращено до счетов-фактур и контрактов. "Думаю, это касалось прошлого года?" - осторожно уточнил он у Костровой. И с удивлением узнал, что на Смоленщине с прошлого года ничего ровным счетом не изменилось.

    Та же Кострова пожаловалась на высокий для начала своего дела налог на имущество, который составляет 2,2 процента. "На период становления, может быть, надо давать минимальную ставку?" - осторожно предложила она.

    Федеральные чиновники тут же открестились. Мол, правительством установлен максимальный предел налога, а конечное решение отдано полностью на откуп региональных властей. Так что получается - все претензии к ним.

    Наконец, вопросы накопились и к муниципальным властям, особенно по срокам аренды помещений. Иногда договоры заключаются на год, а при таких сроках, не понимая перспектив на будущее, ни один здравый предприниматель не будет вкладывать средства в основные фонды, а значит, не будет и развития бизнеса.

    - Надо сигнал какой-то послать, чтобы договоры аренды заключались муниципалитетами как минимум на пять лет, - задумался Дмитрий Медведев.

    Постепенно бизнесмены, сидя по левую руку от президента, почувствовали, что сегодня им позволено практически все, и начали говорить едва ли не языком ультиматумов. Соучредитель двух кафе Владимир Гайдук предложил государству определиться, чем для него является малый бизнес. "Малый бизнес - это сначала бюджет, а потом трудоустройство населения или наоборот? - вопрошал он у чиновников. - Если бюджет, то у нас своя методика работы". Эта методика заключается в использовании "серых схем" для ухода от "лишнего" налогообложения. А вот если малый бизнес в первую очередь рассматривается как дополнительные рабочие места, тогда он готов и в казну по совести средства отчислять.

    "Естественно, он не должен рассматриваться как фискальный источник", - высказал свое мнение Дмитрий Медведев. Он видит роль малого бизнеса в жизни России куда значительнее: "Это способ возрождения нашей страны. Если мы сможем 40-50 процентов населения вовлечь в собственное дело, мы получим совсем другую страну".

    Только сделать это будет явно нелегко. Как можно рассчитывать на то, что обычные граждане без раздумий кинутся открывать малые предприятия, если даже люди, вращающиеся в этой среде многие годы, попросту не уверены в своем будущем и боятся чиновников.

    Вот и вчера после приступа смелости в словах бизнесменов проявилась робость. "Пожалуйста, только чтобы не было бумеранга, - взмолился Владимир Гайдук. - Вы уедете, а через 3-4 месяца - плановая проверка. Нас ведь легко закрыть".

    Дмитрий Медведев уверил их в том, что чиновничьих репрессий не будет. "Необходимо посмотреть, что будет твориться здесь, - обратил президент внимание глав МВД и Генпрокуратуры. - Вплоть до контроля над отдельными предприятиями".

    мнение эксперта

    Игорь Юргенс, председатель правления Института современного развития:

    - То, что у России теперь есть конкретный план о противодействии коррупции, поможет нам создать устойчивую ситуацию не только в экономике и социальной сфере, но и в политике.

    Экономические последствия коррупции проявляются различным образом. Ухудшается конкурентная среда, и как следствие рынок получает неверные сигналы. Более успешными являются не те предприятия, которые лучше удовлетворяют спрос, а те, кто имеет высоких покровителей или возможность и желание откупиться от государства. Растет теневая экономика как способ ухода от давления бюрократического пресса. Увеличиваются цены на товары и услуги, в стоимость которых продавцы вынуждены закладывать неофициальные выплаты.

    Социально-политические последствия коррупции проявляются в деградации органов публичной власти, обнищании населения и росте социальной напряженности. У наименее обеспеченных групп населения из-за ограниченных возможностей сокращается доступ к базовым социальным услугам (бесплатное образование, здравоохранение, социальное и пенсионное обеспечение). Резко ухудшается кадровый потенциал, замедляется процесс ротации элит, нивелируется значение образования и профессиональных заслуг. Распространяется правовой нигилизм, который, в свою очередь, становится питательной средой для коррупции. Теперь, надеюсь, этот порочный круг нам удастся разорвать.

    Поделиться