Давид Смелянский: Люди стали планировать отпуска под наш фестиваль

В 2008 году фестиваль искусств "Балтийские сезоны" отмечает свой первый юбилей. В пятый раз он предоставляет возможность жителям и гостям самого западного региона России увидеть лучшие театральные и музыкальные коллективы страны.

Идея такого фестиваля возникла в 2004 году в связи с празднованием 60-летия образования Калининградской области и 750-летия основания Кенигсберга. Тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой предложил не просто провести торжества по случаю круглых дат, а подарить жителям региона возможность увидеть у себя дома лучшее из того, чем богата культура страны. Реализовать эту идею было поручено Российскому государственному театральному агентству (РГТА) и его генеральному директору Давиду Смелянскому, первому отечественному антрепренеру, генеральному продюсеру московского театра "Et cetera". Его проект получил название "Фестиваль искусств "Балтийские сезоны". Наша беседа с Давидом Смелянским вышла далеко за его рамки.

Российская газета: Давид Яковлевич, созданное вами Российское государственное театральное агентство возникло вместе с новой Россией, прошло с ней одну дорогу. Что изменилось за эти 15-20 лет?

Давид Смелянский: Я бы повел все в другую сторону. Я ведь был одним из первых, кто вообще стал заниматься антрепризой, частным театральным предпринимательством. В 1991 году я помогал Сергею Юрскому создавать "Игроки-XXI" на сцене Художественного театра - один из первых антрепризных спектаклей на постсоветском пространстве. Я был счастлив войти в эту историю. Потом я стал делать с "Ленкомом" коопродукции. И это были первые коопродукции в нашей стране. Теперь они развиваются повсеместно. И это прекрасно - я считаю коопродукции самой перспективной и разумной формой театра. Но и первым, и вторым я перестал заниматься.

РГ: Почему?

Смелянский: Объясню. Для меня в театре экономика - вопрос второй. Мне интересно заниматься театром как художественным процессом. При нынешних жалких условиях свободных площадок антреприза превращается в труппу бродячих музыкантов - пусть порой и с замечательными артистами, с прекрасной командой. И неправда, что артистам все равно, на какой сцене играть. Им нужно каждый раз настраивать свой аппарат на новую площадку. Да и декорации по-разному выглядят на сцене Театра на Таганке и Театра им. Моссовета.

РГ: Ну а если бы было достаточно открытых площадок?

Смелянский: Спектакль бы выигрывал конкурс на право владения площадкой в течение какого-то периода. И платил бы за это государству или кому-то еще. Теперь же, в отсутствие открытых площадок, театры потеряли всякую тормозную систему. Назначаются безумные цены на аренду, а это отражается, в конце концов, на зрителе - антрепренер вынужден продавать дешевый продукт за огромную цену. И я просто диву даюсь и преклоняюсь перед героизмом тех продюсеров, которые в этих условиях, отдавая колоссальные деньги за аренду, как-то умудряются выживать.

Мне же это не по сердцу. Я люблю, чтобы театр был театром, а спектакль выглядел спектаклем. Потому я и стал делать сначала коопродукции с "Ленкомом" - "Сори", "Чешское фото" - а позже - сотрудничать с Александром Александровичем Калягиным и его театром "Et cetera".

РГ: То есть свободному предпринимательству в рамках антрепризы вы предпочли надежность государственных сцен?

Смелянский: Конечно.

РГ: А есть ли разница между вашим собственным продюсерским проектом и репертуарным спектаклем государственного театра?

Смелянский: Уже никакой.

РГ: Тогда что в такой ситуации называется продюсированием?

Смелянский: Ничего. Другой вопрос, что я - один из тех, кто придумывает название, обсуждает, кого приглашать, организовывает финансирование. Тут жестких правил не бывает - как сложится песня. Например, до сих пор я не состою в штате театра "Et cetera". Я здесь на договоре. Правда, наш договор длится уже 8 лет, начиная со спектакля Роберта Стуруа "Шейлок".

РГ: Что-то вроде гражданского брака?

Смелянский: Что-то вроде того. Брак - это тяжелая история. Мы оба люди темпераментные, искры летят, когда мы разговариваем. Но из этих искр иногда возгорается пламя. Наш художественно-административный тандем представляется мне на сегодняшний день позитивным.

РГ: Определяете ли вы идеологию, приоритеты театра, допустим - особую поддержку молодых?

Смелянский: Мы ничего специально не формулируем. Что касается молодых - то это отдельная тема. Я действительно считаю, что нужно постоянно заботиться об обновлении крови. Это обязательное условие для театра. Именно молодые приносят ощущение времени. У них свой язык, они могут ошибиться, но это все равно необходимо. Мы в этом году взяли пятерых замечательных ребят с курса Леонида Хейфеца, и уже задумали с ними какие-то истории.

РГ: Как начинался ваш фестиваль "Балтийские сезоны"? Какой опыт вы приобрели за эти пять лет?

Смелянский: Раньше редкая птица долетала до Калининграда, в основном - эстрадные представления и летучая антреприза. И никогда - серьезный театр. Поэтому в начале нашего фестиваля у нас были большие проблемы с публикой. Люди не верили, что приедут Эйфман, Темирканов, Большой театр. А мы за те пять лет, что существует фестиваль, уже дважды привозили в Калининград Большой. После гастролей театра Эйфмана ко мне подошла пожилая дама и сказала: "Теперь я могу спокойно умереть - я это увидела". Люди стали планировать отпуска под фестиваль.

РГ: Расскажите о программе нынешнего года.

Смелянский: В этом году мы открылись 18 июля двумя концертами в отреставрированном Кафедральным соборе - "Терем-квартетом" и "Виртуозами Москвы", а 19 и 20 июля там играл Юрий Темирканов. В сентябре у нас начнется театральная часть. МХТ им. Чехова, "Табакерка", "фоменки", Александринка, "Сатирикон" с двумя названиями. В честь пятилетия фестиваля "Балтийские сезона" я делаю special event: привожу туда в полном объеме еще одно свое любимое детище - фестиваль Crescendo: программа "Балтийское крещендо" пройдет с 1 по 8 октября в Кафедральном соборе и Концертном зале. В ней примут участие Национальный филармонический оркестр России под руководством Владимира Спивакова вместе с плеядой блестящих молодых исполнителей со всей Европы и Уральский академический филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса.

А во второй половине октябре мы привезем программу выпускных спектаклей театральных вузов Москвы "Будущее театра".

РГ: Вам никогда не хотелось сделать из Калининграда нечто вроде французского Авиньона?

Смелянский: Вы угадали. Я мечтаю об этом. Калининград - это компактный город всего в часе езды от Польши, совсем рядом - Германия. Но надо много работать. Мне нужно еще немного времени, чтобы насытить тамошнюю публику разнообразной художественной информацией.

РГ: Вы серьезно верите в то, что наша страна, в которой вся экономическая, общественная и культурная жизнь расположена в двух столицах, может быть децентрализована?

Смелянский: Я своей деятельностью, мне кажется, это доказываю. Я не хочу толкаться плечами в Москве. Россия огромная. Важно, чтобы, входя в город со своими проектами, ты представлял не сиюминутную, а дальнюю его перспективу.