Более полутора миллионов рублей потратили на обследование и лечение посетители медучреждений республики в прошлом году.
Сумма, мягко говоря, немаленькая - составляет почти десятую часть консолидированного бюджета здравоохранения РТ. Но не является ли это ущемлением конституционного права граждан на бесплатное медицинское обслуживание? Минздрав республики задумался и пересмотрел порядок предоставления платных услуг населению. Подробности в интервью с заместителем министра здравоохранения РТ Анасом Гильмановым.
Помощь по правилам
Российская газета: Анас Анварович, чем не устраивал прежний порядок предоставления платных медицинских услуг населению? Он был единым для всех российских регионов…
Анас Гильманов: Он устарел по своей сути. Предполагалось, что Минздравсоцразвития по поручению правительства России разработает новое положение о предоставлении платных медуслуг населению. Но время идет, а документ пока так и не появился. Из-за этого у нас часто возникают вопросы, ведь нет четкого определения, какие услуги медучреждения должны оказывать бесплатно, а какие - за деньги.
РГ: Так ведь гарантированное россиянам Конституцией право на бесплатное медицинское обслуживание никто не отменял…
Гильманов: Это так. И, кстати, во многих странах государственному и муниципальному сектору здравоохранения не разрешается оказывать платные медицинские услуги. В скандинавских странах вообще нет понятия платная медицина, там даже частных клиник нет. А недавно и в Израиле государственным медучреждениям запретили оказывать услуги за деньги. У нас в стране бесплатное медицинское обслуживание гарантировано Конституцией. Но при этом в 1996 году была принята программа государственных гарантий, которая несколько ограничивает права пациентов.
Мы в республике еще в 2000 году установили, что муниципальные учреждения здравоохранения имеют право оказывать платные услуги, если выполнили программу госгарантий. Получалось, что если месячное задание они выполнили за 29 дней, то оставшиеся дни месяца могут потратить на оказание платных услуг. Но вот тут-то и возникало противоречие. Предположим, пациент хочет пройти обследование, пусть за деньги, но вне очереди, сегодня. Ему что, ждать конца месяца? Это же абсурд! Поэтому мы и решили скорректировать прежний порядок. И четко оговорить, какие медицинские услуги и в какое время могут оказываться посетителям за деньги. Например, утвердили перечень услуг, которые могут оказываться людям только на платной основе. В их числе периодические профилактические медицинские осмотры, медосмотры для получения водительского удостоверения и прочее.
РГ: Но ведь существуют виды услуг, которые в общем-то бесплатны для населения. Скажем, обследование на аппарате УЗИ. Но в то же время при желании их можно получить и за деньги. Что будет с ними?
Гильманов: Если услуга востребована населением, мы предлагаем медучреждениям открыть хозрасчетный кабинет или даже хозрасчетное подразделение и там и только там оказывать платную медицинскую помощь. А то у нас что получалось: один и тот же УЗИ-аппарат, один и тот же кабинет, один и тот же врач. Но до обеда он принимает людей бесплатно, а после - только за деньги. Это не дело!
И еще один важный момент: любая платная медицинская услуга должна оказываться гражданам только по заключении договора. Так и раньше было. Но теперь в этом документе обязательно должна быть строка о том, что данный вид медпомощи предоставляется гражданам бесплатно. Получить услугу он может, обратившись в другое окошечко регистратуры или в другую клинику. То есть мы не вправе ставить человека в безысходное положение. Он должен знать, что есть выбор. Так, если пациент нуждается в эндопротезировании, он может записаться на очередь (она расписана примерно на полгода). Не хочет ждать - может купить эндопротезы за свой счет, они стоят 60-120 тысяч рублей. И еще. По новому положению, теперь в каждой поликлинике на специальном стенде должна быть информация о лицензии мед-учреждения, о разрешении мин-здрава на оказание платных услуг и сообщение о том, что все виды медицинской помощи за исключением таких-то оказываются населению бесплатно.
Страховая защита
РГ: Но возможности у поликлиник разные. Где-то уже томограф установлен, а где-то даже УЗИ-аппарата нет. Получается, у жителей разных районов неодинаковые шансы на бесплатное обследование…
Гильманов: Чтобы такого не было, мы решили в Казани объединить некоторые медучреждения. Например, в Ново-Савиновском районе поликлиника № 5 не имеет возможности проводить многие виды исследований. Местный роддом тоже не многопрофильный. В то же время в муниципальной клинической больнице № 7, расположенной в том же районе, есть и необходимое оборудование, и специалисты, которые могут оказать консультативную помощь. Вот мы и решили объединить эти три учреждения в одно. Объединение возглавит главврач, а руководить работой подразделений будут его заместители.
Планируется, что всего в Казани будет создано 13 таких многопрофильных медобъединений, куда войдут 20 муниципальных учреждений здравоохранения. Это делается для того, чтобы больным был доступен весь объем бесплатной медицинской помощи.
РГ: А правда, что в будущем мин-здрав вообще хочет уйти от прямых платежей населения учреждениям здравоохранения?
Гильманов: Мы рассчитываем, что новый порядок предоставления платных медицинских услуг подтолкнет учреждения здравоохранения к сотрудничеству со страховыми компаниями. Нам бы хотелось, чтобы были сформированы программы добровольного медицинского страхования, в которых есть потребность у населения. Например, пациент хочет, чтобы при его лечении использовались современные дорогостоящие медикаменты. А они федеральным стандартом лечения не предусмотрены. Вот на такой случай очень бы пригодилась страховая защита.
Добровольное страхование - наиболее легитимный и цивилизованный вид взаимоотношений между производителями и потребителями медуслуг. Тогда и о теневых платежах можно будет забыть, ведь если ты за все заплатил заранее, как говорится, то и взятки гладки. А когда платишь страховые взносы каждый год, то затраты не столь обременительны.
РГ: Но до этого еще надо дожить. А вот доходы от оказания платных услуг медучреждения получают уже сейчас. Распределять их тоже будут по-новому?
Гильманов: В новом положении четко сказано, какими документами регулируется оплата труда мед-работников, оказывающих платные медицинские услуги. Одновременно мы приняли решение о том, что размер вознаграждения главного врача учреждения здравоохранения будет напрямую зависеть от индикативных показателей. Их около 25, они индивидуальны для каждого руководителя. Так что рассчитывать на материальное вознаграждение главврачи смогут лишь при условии, что выполняется запланированный объем работы с должным качеством. Итоги мы будем подводить ежемесячно. Тогда и перекосов в оплате не будет.