07.08.2008 03:03
    Поделиться

    Михаил Милютин: Нас очень беспокоит серьезное административное давление со стороны контролирующих органов

    На одно муниципальное образование приходится не один десяток контролирующих организаций

    Привычным явлением в судебной практике региона становятся дела, возбужденные в отношении органов местного самоуправления.

    Один из последних примеров - разбирательство в Новоторъяльском районном суде, который признал, что две плотины на реках Орья и Малая Толмань находятся в полуразрушенном состоянии. Исходя из того, что по закону содержание и ремонт гидротехнических сооружений - прямая задача муниципальных образований, двух руководителей обязали в срок до января 2010 года отремонтировать плотины. Как заявили главы администраций, необходимых средств в бюджете муниципальных образований нет. Единственный выход - попасть в государственную программу, но это случится не раньше 2009 года. Если деньги не будут найдены, на муниципалитеты посыпятся штрафы.

    Председатель Совета муниципальных образований Республики Марий Эл Михаил Милютин считает, что вопрос применения штрафных санкций контролирующими структурами является наболевшим для всех органов местного самоуправления республики. Об этом он рассказал "Российской газете".

    Российская газета: Михаил Ильич, с какими трудностями сталкиваются сегодня муниципалитеты?

    Михаил Милютин: Совет муниципальных образований Республики Марий Эл был организован в июне 2006 года. Все это время он оказывал и продолжает оказывать юридическую и правовую помощь 173 муниципальным образованиям. Анализируя обращения, мы определили круг основных проблем - это острый дефицит финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов.

    Причинами их появления стали незавершенность разграничения полномочий различных уровней власти по вопросам совместного ведения, несбалансированность местных бюджетов, недостаточная обеспеченность профессиональными кадрами органов местного самоуправления и отсутствие четких расчетов на выполнение полномочий.

    РГ: Не раз приходилось слышать от представителей власти на местах, что их "терроризируют" сотрудники различных надзорных и контролирующих органов. Так ли это на самом деле?

    Милютин: Нас очень беспокоит, что оказывается серьезное административное давление со стороны контролирующих органов. При этом не берутся во внимание те трудности, о которых я говорил выше.

    Появилась многочисленная судебная практика, которая свидетельствует о привлечении органов местного самоуправления к ответственности за потенциальную возможность возникновения чрезвычайных ситуаций. Скажем, в собственность городских и сельских поселений были переданы гидротехнические сооружения. Многие годы они не ремонтировались, поэтому требуют капитального ремонта. Собственные доходы, которыми обладают муниципалитеты, не позволяют привести плотины в надлежащее состояние. Для получения федеральных субсидий им необходимо представить утвержденную проектно-сметную документацию, акты обследований и другие документы. Приблизительная стоимость услуг на подготовку таких документов составляет от 120 до 150 тысяч рублей. Сумма для подавляющего большинства неподъемная.

    Сложившаяся судебная практика по понуждению органов местного самоуправления к принятию бесхозяйных скотомогильников и биотермических ям на учет в собственность также вызывает тревогу. Контролирующие органы руководствуются территориальным принципом.

    Мы имеем дело с таким фактом: разделение полномочий между различными органами публичной власти (муниципальной, республиканской и федеральной), прокуратурой и судами не учитывается. Я уже не говорю об абсурдности ситуации с точки зрения эксплуатации объектов, ведь обслуживать их должны специалисты.

    РГ : Насколько серьезно штрафные санкции бьют по бюджету муниципальных образований?

    Милютин: Бремя, конечно, тяжелое, ведь штрафы погашаются из собственных доходов поселений. По нашим подсчетам, с 2006 года контролирующими органами в отношении органов местного самоуправления поселенческого уровня было вынесено штрафных санкций на сумму около 1 миллиона рублей.

    РГ: Готов ли Совет высказать свои предложения для решения существующих проблем?

    Милютин: Члены нашего Совета считают, что политика государственной власти должна быть направлена на обеспечение финансовой самодостаточности органов местного самоуправления. На наш взгляд, финансовую ситуацию может разрешить только радикальное изменение принципа налогообложения в пользу муниципалитетов. Отношения органов госвласти субъектов РФ четко разделены по отраслям федеральными законами 122-м и 199-м. Мы считаем, что целесообразно сделать то же самое для муниципалов. Это исключит произвольное толкование законодательства и позволит каждому нести свою ношу.

    Поделиться