08.08.2008 03:37
    Поделиться

    В Архангельской области пересмотрят реестр памятников культуры

    Реестр памятников Архангельской области надо изменить

    Что может дать генплан областного центра для сохранения культурного наследия? Надо ли создавать при исполнительной власти еще один орган, ответственный за сохранение памятников? Как обстоит дело с вывозом раритетов с Севера?

    На эти и другие вопросы читателей и журналистов в Северо-Западном представительстве "Российской газеты" в Архангельске ответил заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура) по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Владимир Денисов.

    С места видно все

    Российская газета: Владимир Михайлович, при администрации области создается орган, который будет заниматься вопросами сохранения культурного наследия. Какие задачи будет решать эта структура?
    Владимир Денисов: По последним данным, такие органы созданы в 40 регионах. К его формированию приступили и в Архангельской области.
    Задачи, которые Россвязьохранкультура решает совместно с органами власти, важны для всех. При областном комитете по культуре есть отдел и научно-производственный центр по охране памятников. С этими структурами мы работаем в тесном контакте. Но в каждом регионе должна быть организация, выстраивающая политику в отношении культурного наследия. На местах ведь лучше видно, что нужно сохранять. Этому органу передаются функции по сохранению, контролю, планированию. Более того, он будет уполномочен создавать концепции сохранения памятников. То есть судьбу того или иного объекта культуры будут решать на месте, в регионах.

    Сейчас в реестре Архангельской области числится более 1970 памятников, из них 562 - федерального значения. Новому органу предстоит пересмотреть этот список: вопрос о создании нового государственного реестра памятников области стоит остро. Он должен быть создан на основании специального положения, которое определит, какие именно памятники могут войти в реестр.

    В чем сила крепости

    РГ: Устраивают ли Россвязьохранкультуру темпы реставрации в Гостином дворе?
    Денисов: Это уникальный исторический объект, крепость, величие которой надо восстановить. Сейчас нижняя часть ее стен находится под так называемым культурным слоем (накопившийся за века слой земли, где при раскопках можно обнаружить старинную утварь - монеты, трубки и прочее). Местами он достигает двух метров. Если его снять, будет видно, насколько это мощное оборонительное сооружение. Наслоения соприкасаются с кирпичной кладкой, а ее разрушают грунтовые воды. Необходимо освободить фундамент от этого слоя.

    Средства, выделяемые на реставрацию из федерального и местного бюджетов, осваиваются в полном объеме. Но их не хватает, поэтому работа идет очень медленно. Между тем восстановление главного памятника Поморья - вопрос престижа области. Так, на протяжении многих лет у краеведческого музея области нет постоянной экспозиции. Учреждение работает в неприспособленном для этого здании на площади Ленина (по плану, там должны были размещаться магазины). Музейщикам постоянно приходится бороться с техническими проблемами - протечками, прорвавшимся паром. Один пример: готовилась выставка изделий из металла, в том числе медной посуды. Но в ночь перед открытием прорвало трубы, и все экспонаты из-за пара покрылись зеленым налетом. В таких условиях нельзя ни сохранить, ни показать исторические ценности. А Гостиный двор - идеальное место для постоянной экспозиции областного краеведческого музея и его фондов.

    В каждом регионе должна быть организация, выстраивающая политику в отношении культурного наследия

    Музей до востребования

    РГ: Есть ли в Архангельской области памятники, которые можно передать в частную собственность?
    Денисов: Востребованных памятников немного. Да, было несколько "покушений" на Северную башню Гостиного двора (там предполагалось открыть ресторан), но памятник не был передан, и это хорошо. Так, на определенный срок предпринимателям отдавалось Соловецкое подворье. Они провели там ремонтно-реставрационные работы, что помогло сохранить памятник. Но в плане исторического содержания этот памятник был на время потерян.
    Кроме того, очень серьезные требования предъявляются к реставрационным работам. Прошлое у исторических зданий сложное: уникальные сооружения использовались как склады, машинно-технические станции. Восстановить их сложно, и возьмется за это не каждый. Поэтому памятников, которыми интересуется бизнес, немного.

    РГ: Много ли в регионе памятников, вызывающих особую тревогу у ваших специалистов?
    Денисов: На средства областного бюджета ведется мониторинг объектов культурного наследия. Он пока не закончен, но предварительно можно сказать, что большинство памятников не востребованы, да и находятся вне населенных пунктов. Такие примеры можно найти в Пинежском, Онежском и других районах. Надо признать: всех их нам не сохранить. Судьбу памятника можно решить, если перевезти его, передать в какой-то музей, организации, физическим лицам. Это потребует меньших затрат, чем на проведение противоаварийных работ, создание проектов их восстановления. Но, если не определить дальнейшую судьбу памятников, они так и останутся в чистом поле никому не нужные.

    Ценности под раздачу

    РГ: Ирина Пугина из Архангельска интересуется: каким образом контролируются работы с культурным слоем при строительстве зданий и сооружений?
    Денисов: Все работы в городе должны вестись при археологическом сопровождении. Особенно если стройка идет в исторической зоне Архангельска - прежде всего на набережной. Любые работы здесь должны проводиться под контролем археологов.

    РГ: А что там, в слоях земли, можно найти?
    Денисов: Когда в военные годы на набережной строили объект гражданской обороны (бомбоубежище) между памятником Петру I и памятнику жертвам интервенции, вскрыли захоронение. Выкапывали домовины, обернутые в бересту, грузили на машину, увозили и выбрасывали без археологического обследования. А когда строили гостиницу на мысе Пур-Наволок, параллельно провели археологические раскопки. Например, было найдено огромное количество фрагментов западноевропейских курительных трубок.

    Должен отметить, что сейчас большинство строек ведется без археологического обследования. Застройщики не хотят брать на себя лишние затраты. Тем более в условиях отсутствия генплана застройки Архангельска, где были бы обозначены охранные зоны.

    РГ: Инна Первенис со станции Обозерской Плесецкого района спрашивает: много ли культурных ценностей нелегально вывозится с территории Архангельской области?
    Денисов: Были случаи, когда на границе области останавливали автомобили, под завязку нагруженные иконами, прялками, ковшами медными и деревянными, туесами. За бутылку водки желающие нажиться скупали культурные ценности у местного населения. Да, в музеях немало подобных экспонатов.

    Но каждый из них уникален и требует особого внимания. Например, у каждой прялки свой рисунок.

    Вывозится много предметов палеонтологии. В Мезенском районе проводятся раскопки образцов вендского периода, и один из фрагментов обнаружили в Германии.

    Существует федеральный закон о вывозе культурных ценностей, он вносит некоторый порядок в этот процесс. Например, запрещает вывозить за границу предметы, которым больше ста лет. Но закон, вышедший в 1993 году, несовершенен. Например, он запрещает вывоз ценностей, которые передавались из поколения в поколение в семье, если раритет старше ста лет. По-моему, это неправильно: ведь это семейная реликвия.

    Справка "РГ"
    За 11 лет работы Росохранкультуры на территории Архангельской области в музеи, архивы, библиотеки и церкви было передано около 2000 предметов.

    Поделиться