12.08.2008 03:57
    Поделиться

    Уголовное дело заведено на подрядчика, обманувшего строителей Белоярской АЭС

    Ведомственные просчеты приводят к трудовым конфликтам

    Уголовное дело возбуждено в отношении казахстанской фирмы-подрядчика, которая не выплатила обещанную зарплату приехавшим из ближнего зарубежья строителям Белоярской атомной электростанции.

    Около месяца назад в городе Заречном прошла забастовка гастарбайтеров, которые по подряду работали на строительстве четвертого энергоблока Белоярской АЭС. Мигранты из Казахстана возмутились, когда поняли, что их наниматель не собирается им платить. Тогда суд Заречного постановил: выплатить рабочим минимальную зарплату - от трех до восьми тысяч рублей, - которая была прописана в трудовых договорах. Однако многие строители утверждают, что директор фирмы-подрядчика обещал заработок в 50 тысяч рублей, а договоры суду предоставил поддельные. В общем, белых пятен в скандальной ситуации оставалось много. Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова обратилась к своему коллеге в Казахстане, где и была зарегистрирована фирма. Под влиянием казахстанского омбудсмена в отношении работодателя возбудили уголовное дело. Проверки на легальность приезжих строителей БАЭС продолжает и управление Федеральной миграционной службы по Свердловской области (УФМС).

    Между тем случаев обмана трудовых мигрантов на Среднем Урале становится все больше. И как ни парадоксально, обманывают работодатели чаще всего своих соотечественников. Правозащитники среди причин подобных инцидентов называют введение системы квотирования - когда Федеральная миграционная служба решает, какому региону сколько мигрантов можно принять.

    - В прошлом году жалобы мигрантов по трудовым договорам и условиям труда нам удалось свести на нет, - рассказывает Татьяна Мерзлякова. - Это было итогом многолетней работы с местными фирмами-подрядчиками. Мы их буквально воспитали и в правовом, и в моральном смысле слова. В этом году - опять шквал жалоб. Квота мигрантов, которую выделили нашей области, оказалась слишком маленькой. И строительные организации были вынуждены обращаться за помощью к подрядчикам из других регионов либо брать нелегалов. Итог - повальное нарушение трудовых прав.

    Квоты попортили много крови и сотрудникам тех организаций, которые занимаются легализацией и оформлением приезжих: УФМС и областного миграционного центра. Например, в апреле этого года миграционный центр оформил документы для одной тысячи мигрантов. Но в мае и июне из-за отсутствия квоты центр "простаивал", работодатели не могли привлечь закордонный персонал, а сами мигранты вынуждены были без денег и возможности уехать домой ожидать новых квот или уходить в тень. Отсюда - обман приезжих со стороны работодателей, рекрутинговых агентств. Квоты пришли лишь в июле.

    - Система определения квот становится препятствием для развития экономики области, поскольку для работодателей очень сложно до первого мая текущего года определить точное количество работников, которые будут привлечены в следующем году. Вдобавок потом идет долгая процедура различных дополнительных согласований, урезаний квот. На наш взгляд, региональным службам и работодателям виднее, какое количество привлеченных им понадобится, - говорит директор Свердловского областного миграционного центра Сергей Крайнов.

    Некоторые к таким заявлениям относятся скептически - мол, неужели на Среднем Урале нет местных жителей, которых можно задействовать на стройках и заводах? Надо ли приглашать рабочих из стран ближнего зарубежья?! Однако экономисты подсчитали, что без привлечения трудовых ресурсов из-за рубежа экономическое развитие Свердловской области может значительно замедлиться. Ухудшить ситуацию способно также искусственное уменьшение трудовой миграции из-за просчетов квотирования.

    - Сейчас темпы роста экономики постоянно ускоряются, растут инвестиции в хозяйственный комплекс региона. Соответственно повышается благосостояние населения. Но уже сегодня заметна нехватка трудовых ресурсов: начиная с 2007 года идет сокращение численности людей трудоспособного возраста. Это вызвано демографическими проблемами, - говорит министр экономики и труда Свердловской области Михаил Максимов. - К 2020 году мы сможем обеспечить себя кадрами лишь на 80 процентов. А к 2050-му количество трудоспособного населения сократится на 300 тысяч человек по сравнению 2005-м. Не видно иного выхода, кроме как привлекать кадры из ближнего зарубежья.

    По данным УФМС по Свердловской области, в прошлом году на территории региона трудилось боле 90 тысяч мигрантов. Половина из них - в строительстве. Однако 40 процентов приезжих аналитики охарактеризовали как "рабочих с низким уровнем квалификации", остальных - "со средним".

    - Порядка 40 процентов промышленных предприятий испытывают нехватку именно специалистов, а мы пока привлекаем рабочих низкой квалификации. Вместо квотирования лучше бы изменить структуру приезжих, - уверен Михаил Максимов. - Для этого мы должны обеспечить им достойные условия проживания, научиться защищать права мигрантов.

    Опыт привлечения квалифицированных специалистов из стран СНГ в регионе есть. Одна из общественных организаций уже несколько лет работает по принципу так называемых миграционных мостов. Работодатель информирует ее о потребности в специалистах, а общественники через своих партнеров за рубежом подбирают конкретных людей. Довольны все: промышленники - трудолюбивыми кадрами, мигранты - крышей над головой и хорошей зарплатой. Однако поставить дело на поток пока не получается. По такому принципу должен работать миграционный центр, но все ждут строительства городка для приезжих, которое все откладывается из-за нерешенного вопроса с собственником земли (об этом "РГ" неоднократно писала).

    Мнения

    Владимир Волох, председатель общественного совета при ФМС России:

    - Сегодня необходима целостная концепция: обеспечение интеграции мигрантов и местного населения, адаптация приезжих к новым условиям. Кроме того, нужен четкий экономический расчет потребности количества рабочей силы. Тогда будет легче людей и в странах СНГ, и по прибытии их в Россию обучать нужным профессиям. Для этого должна быть отменена система квотирования.

    Александр Бирюков, начальник отдела иммиграционного контроля УФМС по Свердловской области:

    - Одна из причин, которая приводит к нарушениям прав трудовых мигрантов, - незнание этих прав. В стране принято более 80 нормативно-правовых документов, касающихся миграции. Разобраться в них сложно даже специалистам. Например, в одном из законов говорится, что разрешение на работу выдается лишь после того, как мигранту на счет в банке начисляется сумма, необходимая для возвращения домой. Если бы эта норма соблюдалась, не было бы таких ситуаций, как недавно с турецкими рабочими. Поэтому, на наш взгляд, нужно разработать единый документ - некий миграционный кодекс. И знакомить с ним всех гастарбайтеров до приезда в страну.

    Поделиться