14.08.2008 01:29
    Поделиться

    Причиной пожаров в частном секторе в центре Барнаула все чаще становятся поджоги

    Дом на улице Радищева, 43а, сами жильцы называют заколдованным, только этим летом он горел уже три раза.

    Двухэтажная деревянная постройка на восемь квартир с печным отоплением возводилась в 1949 году наспех, как рабочий барак. Никто из тех безвестных строителей, наверное, даже не мог предположить, что их памятник послевоенной нищете простоит около 60 лет и это временное жилье окажется почти вечным.

    То, что насквозь прогнившая "деревяшка" постоянно горит, не удивительно - здесь достаточно даже самой мало-мальской, случайной искры, чтобы в считанные секунды полыхнул пожар.

    Когда корреспонденты "РГ" посетили злополучный дом на улице Радищева, погорельцы, несколько женщин с маленькими детьми, готовили на костерке обед - скоро с работы должны были прийти мужчины.

    - Так две недели тут коммуной и живем, - говорит Наталья Ляшко, квартира которой наиболее пострадала от пожара. - Нас здесь несколько семей. В складчину покупаем продукты, рубим дрова и готовим на всех еду. В доме нет ни света, ни воды, канализация тоже не работает. Сколько мы ни обращались в соответствующие службы - никакого толку. Пока погода стоит хорошая, а что делать, когда начнутся дожди? Крыши-то нет, как и где нам жить?

    Рядом с домом - огромная куча мусора из испорченных огнем и водой вещей: сплавленные в единый ком зимняя и летняя одежда, пластмассовые чайники, детские игрушки, посуда, книги. Даже по прошествии двух недель после пожара, женщины не могут без содрогания вспоминать о том, как все происходило.

    - Я первой увидела огонь и дым, который вырывался с крыши через чердачный люк, - рассказывает 26-летняя Олеся. - Это произошло в седьмом часу вечера. Бросилась вниз, на первый этаж, стала стучать в двери соседей. Муж успел схватить только документы и сотовый телефон, мы выскочили на улицу в чем были, не захватив никаких вещей.

    Один из жителей частного сектора, к которому примыкает эта "деревяшка", успел вызвать пожарных. Тушили расчеты нескольких машин, но все равно дом остался полностью без крыши, частично повреждены несколько венцов из бревен. В самих квартирах из-за воды просели потолки, покоробился пол, "поплыли" стены, сделанные из дранки и глины. Огнем и водой оказались безнадежно испорчены одежда, обувь, вся бытовая техника и мебель.

    - Мы пытались в свое время все это застраховать, - продолжает свой грустный рассказ Олеся, - но страховые компании нам отказали, ознакомившись с условиями, в которых мы живем.

    Почти в каждой квартире в этом доме есть и пожилые люди, и дети от 1,5 до 18 лет. 50-летнюю женщину, в одиночку воспитывающую несовершеннолетнюю дочь, на следующий после пожара день увезли с инфарктом в больницу.

    - Я иногда говорю, что мой сын Егор настоящим пожарным растет, - грустно улыбается 26-летняя Татьяна, живущая в этом доме. - Ему полтора года, а он уже на пяти пожарах побывал, причем первый раз - когда я еще была беременная.

    Страшно становится, когда представляешь, что пришлось вытерпеть молодой маме с маленьким сынишкой, не знающей, успеют они в очередной раз выскочить живыми из горящего дома или нет?

    - Мы поженились два года назад, - рассказывает о себе Олеся. - Хотим иметь детей, но в таком доме просто не решаемся, на что мы их обрекаем, если здесь даже горячей воды нет, по месяцу сидишь без канализации, и постоянный страх, вдруг опять пожар или потоп?

    Буквально накануне они с мужем Сергеем сделали в квартире ремонт, сейчас от него остались только закопченные стены.

    Почти все жильцы дома на Радищева в один голос говорят, что причиной пожара стала не плохая электропроводка, а банальный поджог. Мол, об этом говорили и пожарные, и представители краевого МЧС, которые побывали на месте.

    - Они говорили, что кто-то плеснул бензин в вентиляционную шахту, поэтому все так дружно и занялось, - поясняет Наталья Ляшко. - И не факт, что после очередного ремонта дом не подожгут снова. Слишком уж часто в округе стали гореть дома, а потом на их месте появляются новые офисные или жилищные строения.

    Правда, в районной администрации скептически относятся к этой версии жильцов - место, мол, не "рыбное", да и до центра далековато. По прошествии двух недель пожарные выдали погорельцам официальную бумагу, в которой о поджоге - ни слова. Сказано только, что причина пожара и виновные устанавливаются. Сколько они будут устанавливаться - тоже неизвестно.

    - Ремонтировать дом уже бесполезно, он просто разваливается на глазах, - вздыхает Наталья Ляшко. - Канализационные трубы постоянно рвутся, тогда сточные воды на первом этаже стоят прямо под полом. Если фундамент и был - его давно размыло. Даже невооруженным глазом видно, что дом сильно повело, а вдруг он завтра вовсе завалится?

    Сразу же после случившегося несчастья жильцы дома на Радищева написали письма с просьбой о помощи в районную и городскую администрации и пошли обивать пороги высокого начальства. После этого на месте побывала комиссия из администрации города. Специалисты покачали головами и предложили сделать экспертизу состояния дома, естественно, за счет жильцов. А это почти 100 тысяч рублей.

    Комментарии

    Александр Сираш, глава администрации Центрального района Барнаула:

    - Сегодня к дому на улице Радищева подключили электричество, коммунальные службы закрыли крышу полиэтиленовой пленкой на случай дождя.

    Сейчас жильцы дома должны провести экспертизу состояния дома и передать акт в комитет жилищно-коммунального хозяйства Барнаула. На ремонт потребуется не менее 5 миллионов рублей. Поэтому сиюминутно решить вопрос с ремонтом невозможно - прошлый раз, когда в этом доме случился пожар, его восстанавливали месяца четыре.

    Фонда социального жилья, чтобы расселить людей, если случится какое-то несчастье, в городе нет. Но у этой проблемы есть еще и обратная сторона: как-то мы дали временное жилье из так называемого маневренного фонда, где селят временно, одной женщине из аварийного дома, так она умудрилась туда прописать три семьи - 18 человек!

    Мое твердое убеждение - нужно принимать государственную программу по обязательному страхованию жилья. Жильцы дома на Радищева, те, кто приватизировал жилье, также могли его застраховать. Как, впрочем, и жители муниципального жилья, проведя собрание и обратившись в городской комитет по ЖКХ.

    В Затоне два года назад женщина застраховала свой дом всего на 50 процентов стоимости. Заплатила 400 рублей за страховку, а когда случился пожар, ей выплатили 86 тысяч рублей.

    Владислав Вакаев, доцент БГПУ:

    - Проблема ветхого и аварийного жилья в самом центре краевой столицы, к сожалению, назрела и перезрела. То в одном, то в другом месте вспыхивают дома, по странному стечению обстоятельств расположенные в выгодных местах. Дом на улице Радищева - один из таких примеров. Учитывая, что по новому генплану деловой центр Барнаула должен переместиться в район проспекта Красноармейского, боюсь, что эти пожары приобретут массовый характер.

    Между тем есть пути, позволяющие решать проблему с выгодой для всех. В Москве существуют крупные компании-девелоперы, которые сносят ветхое жилье целыми микрорайонами и застраивают освободившуюся территорию жилыми и административными зданиями. При этом у них есть большой фонд свободного жилья, в который и переселяют жителей сносимых домов. В результате люди получают новое жилье, которое, как правило, в полтора-два раза больше по площади, чем старое.

    Поделиться