15.08.2008 03:06
    Поделиться

    В Омске поставщики и торговцы не могут найти общий язык

    Почему крупные торговые компании игнорируют местную продукцию

    Сегодня к руководству крупнейших супермаркетов у местных производителей мяса, молока и хлеба накопилось немало претензий. Почему это происходит и как решают проблему власти регионов, разбирались корреспонденты сибирских представительств "РГ".

    В Омске с начала года с полок супермаркетов изъято более трех тонн некачественных продуктов. Сегодня инспекторы Роспотебнадзора подводят итоги очередной проверки. Перечень нарушений, обнаруженных только в одном из магазинов крупной торговой сети, состоит из одиннадцати пунктов.

    Город буквально наводнен супермаркетами. Фирменными названиями торговых сетей Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Красноярска пестрят центральные магистрали города. У каждого третьего горожанина в сумке найдется не одна дисконтная карта - билет на скидку в магазине еврокласса.

    Однако мнение покупателей, что в супермаркетах за счет скидок можно сэкономить семейный бюджет, на самом деле далеко от истины. По словам аналитиков, пяти-, семипроцентные скидки лишь отчасти возвращают покупателю расходы, которые он несет из-за так называемых торговых накруток. В них включены и плата за кондиционеры в торговых залах, и корзинки для покупок, и дорогое торговое оборудование, и даже зарплата службе безопасности магазинов. А поскольку действующее законодательство не ограничивает размеров торговых надбавок, все это отражается на ценниках. Поэтому неудивительно, что, например, за молоко покупатель заплатит на 25 - 30 процентов дороже, чем директор магазина поставщику товара.

    - В супермаркетах действует своеобразная система расчетов с поставщиками, - сообщил корреспонденту "РГ" директор одного из пригородных молочных заводов Олег Грибов. - Мы, например, сдаем товар сегодня, а деньги получаем не раньше, чем через месяц. То есть фактически авансируем торговлю. Небольшим предприятиям такой расчет невыгоден, поэтому они вынуждены отдавать товар в мелкую розницу.

    - Сетевики не хотят нести расходов, - поясняет президент регионального союза делового сотрудничества предприятий торговли Борис Сватков. - Чтобы поставлять продукты питания в крупную торговую сеть, необходимо "купить полку". Обходится она в несколько сотен тысяч рублей. Многим местным производителям такой "вступительный взнос" не по карману.
    Впрочем, у сетевиков есть этому свое объяснение.

    - Входной ценой мы отчасти регулируем выбор поставщиков, - пояснил корреспонденту "РГ" начальник отдела по связям с общественностью крупной сети магазинов Илья Танитовский. - За полку в супермаркете идет конкуренция. Но это не значит, что тот, кто больше заплатил, получит место. Ведь успешной торговле сопутствует прежде всего хорошая репутация товара. Поэтому у нас работает ассортиментный комитет. Так что последнее слово всегда за профессионалами. Они решают, какой продукт появится в магазине, а какой нет. К тому же часть вступительного взноса расходуется на продвижение товара. Мы нередко проводим рекламные акции, которые охватывают весь ассортимент сети.

    Представители торговли говорят, что местные товары по качеству уступают иногородним. На предприятиях Прииртышья категорически с этим не согласны.

    - Мы работаем по российским ГОСТам, - утверждает директор молзавода Олег Карымов. - Каждую партию проверяем в лицензированной лаборатории. Некачественная продукция не имеет шанса выйти за ворота предприятия.

    Так или иначе, но сегодня, по оценкам специалистов, в общей массе продуктов питания товары омских производителей занимают четверть. И вряд ли  в ближайшее время их станет больше.
    По мнению молочников, сетевики просто не хотят связываться с местной продукцией, потому что это товар скоропортящийся.  А вот с привозными продуктами проблем нет: они напичканы консервантами и могут храниться до полугода. Насколько она полезна омичам, в данной ситуации никого не волнует. Впрочем, далеко не факт, что и "долгоиграющие" продукты не просрочены.

    - Вчера покупательница принесла заплесневевший молочный коктейль, - рассказала корреспонденту "РГ" сотрудник общественной приемной при областном управлении Роспотребнадзора Татьяна Терлеева. - Продукт прибыл из Центральной России. Маркировка на пакете затерта, сроки годности невозможно определить. Такие "экспонаты" появляются у нас каждый день.

    С начала года санитарные службы проверили 250 сетевых магазинов Омска. За нарушения условий хранения и реализации продуктов, отсутствие маркировки и даты выработки, несоблюдение сроков реализации, а также торговлю фальсифицированной продукцией составлено более ста протоколов об административных правонарушениях. Сумма штрафов составила порядка 400 тысяч рублей. Одной из торговых бизнес-групп занялся суд, другой - прокуратура.

    Между тем в Прииртышье создана межведомственная группа по надзору за ценообразованием. В состав новой структуры вошли представители омской Федеральной антимонопольной службы, органов внутренних дел и прокуратуры.

    По словам прокурора области Анастаса Спиридонова, специалисты будут отслеживать рост цен на каждую группу товаров и определять, насколько он оправдан. Особенно пристально эксперты будут наблюдать за предприятиями-монополистами.

    - Вступившие в ценовой сговор организации накажут по всей строгости закона, - пообещал прокурор.

    Прямая речь

    Екатерина Майер, Директор Нижнеомского маслозавода:

    - Десять лет мы производили цельномолочную продукцию, а в этом году пришлось отказаться. Стало нерентабельно. Во-первых, постоянно дорожает бензин. Поэтому собственная доставка в магазины города за сто с лишним километров обходится в копеечку. Попытались попасть в торговую сеть, за вход запросили сумму с пятью нулями. А это - неизбежное повышение цен на продукцию. Экономисты просчитали, что выгоднее закрыть производство фасованного молока, сметаны и творога.
    Тем, кто занимается сегодня производством натуральной продукции, приходится нелегко. Крупные сетевики ворочают сотнями тонн товара. У них отлажена система поставок, которая подчас охватывает полстраны. Нам же чиновники только обещают преференции. А законов, которые могли бы реально повлиять на иногороднюю экспансию полок местных магазинов, не принимают.

    А как у соседей

    Новосибирск

    Опрос местных производителей показал, что у них накопилась масса претензий именно к крупным торговым сетям: долговременная отсрочка платежей за отгруженный товар, большие штрафы, размер которых ритейлеры устанавливают на свое усмотрение, возврат нереализованной продукции без объяснения причин. Кроме того, практически в каждой крупной торговой сети установлены вступительные взносы для поставщиков, средний размер которых достигает 60 тысяч условных единиц.

    Начальник областного управления пищевой и перерабатывающей промышленности Валерий Петляковский считает: федеральные торговые сети в большинстве своем игнорируют местных производителей, поэтому те испытывают трудности с реализацией продукции. По его данным, невостребованными остаются 125 тонн мясных изделий, 700 - масла, 200 - сыров, 1000 - сухого цельного молока, хранящиеся на складах новосибирских предприятий.

    Кстати, на новосибирских рынках, куда удается "прорваться" товаропроизводителям из районов области, выстраиваются очереди за местной колбасой, сосисками и молоком.
    Некоторые предприятия открыли фирменные торговые дома. Но большинству мешает продвигать продукцию в городе жесткая конкуренция и дорогая аренда помещений.

    - Если мы и дальше не будем пускать товаропроизводителей в торговые сети, наших пищевиков ждет коллапс. Власти должны незамедлительно принять меры, в том числе протекционистского характера, чтобы поддерживать местных производителей, выпускающих качественную продукцию, - полагает Петляковский.

    Иркутск

    Иркутск заметно отличается от Москвы или Новосибирска тем, что сети местных супермаркетов невелики - 10 - 15 магазинов - и значительного влияния на рынок не оказывают.

    - Скорее, наоборот, местные производители диктуют условия супермаркетам, - сообщила корреспонденту "РГ" исполнительный директор консалтингового агентства Валентина Золотухина. - Практически все местные производители имеют собственные торговые сети, которые сформировались еще до открытия супермаркетов. Местные продукты население устойчиво предпочитает завозным. Поэтому наши поставщики могут себе позволить выбирать сети. А продавцы вынуждены идти им навстречу. Тут уже не до платы за вход.

    По мнению специалистов, такая ситуация в Иркутске сохранится еще несколько лет - пока не появятся крупные федеральные сети супермакетов.

    Барнаул

    Товаропроизводители Барнаула также жалуются на грабительские условия, которые выдвигают  сетевики. Представитель одной из крупных торговых сетей рассказал корреспонденту "РГ", что еще не так давно бонусы составляли от 30 тысяч до 1,5 миллиона рублей, в зависимости от товара и категории магазина.

    Директор крупного тепличного комплекса Иван Зырянов говорит, что с крупными сетями работать невозможно:

    - Своими торговыми накрутками они делают товар неконкурентоспособным, да еще и не указывают наименования производителя.

    Представители крупных торговых компаний в свою очередь заявляют, что местные производители не прилагают должных усилий, чтобы популяризировать свою продукцию.

    По мнению председателя комитета по потребительскому рынку администрации Бориса Шелякова, в этом споре не вполне честны обе стороны.

    - Мы стараемся помочь им найти общий язык с торговыми компаниями. Устраиваем встречи, где они могут обсудить условия сотрудничества. Обязываем сети в сезонные пики покупательской активности продвигать местные товары, организуем ярмарки.

    Но, несмотря на все попытки местных властей, присутствие алтайской продукции в супермаркетах падает. Только в двух крупных сетях за год ее поубавилось на 20 процентов.

    Поделиться