Несколько тысяч человек уже вернулись в Южную Осетию. По пять-шесть автобусов, не считая десятка легковых автомобилей, ежедневно уходят из Владикавказа в направлении Южной Осетии.
Покинувшие свои дома люди стремятся вернуться под родной кров и скорее забыть пережитое. Правда, далеко не всем удается узнать покинутые ранее места.
Дом жительницы Цхинвала пенсионерки Евгении Кулумбековой стоит в самом центре города - напротив здания республиканской администрации.
Как раз здесь была наиболее интенсивная стрельба, и как следствие - самые сильные разрушения зданий. Евгения Исааковна с мужем покинули город в первый день грузинской агрессии и потому не видели того, что с ним случилось.
Отверстие от орудийного выстрела в стене - диаметром два-три метра. С улицы сквозь эту дыру комната видна как на ладони.
- Мы с мужем уехали во Владикавказ, жили у сестры, - рассказывает Евгения Исааковна. - Узнав, что город свободен, поспешили вернуться. Наш дом здесь, пусть разрушенный, но свой.
Сейчас Евгения Исааковна с мужем потихоньку наводят порядок в доме и во дворе, убирают обломки осыпавшейся стены и радуются тому, что захватившие этот дом грузинские солдаты не успели больше ничего разрушить.
- Соседи говорят, что пока нас не было тут трое грузинских солдат ночевали, да еще и с раненым, - Евгения Исааковна показывает пропитавшийся кровью матрас в спальне. - Ушли как раз перед нашим возвращением. Я очень перепугалась, увидев, что постель вся в крови. И до сих пор боимся: вдруг они, уходя, что-нибудь нехорошее оставили, например, заминировали?
Такие подозрения и страхи имеют под собой основание: саперы продолжают очищать территорию от грузинских растяжек. Город уже чист, и сейчас работа ведется по окраинным селам. Но даже этот страх не мешает людям стремиться домой и к мирной жизни.
Узнав от нас, что в городе уже выплачиваются пенсии и бесплатно раздаются хлеб и вода, Кулумбековы засобирались - оставшихся продуктов в их доме хватит максимум на два-три дня.