Мелких производителей на Юге России разоряют несвоевременные платежи за поставленные товары

На юге России озабочены нестабильностью цен на продовольствие. Одна из причин - проблема взаимоотношений между производителями, переработчиками и продавцами. Почему малый бизнес с трудом "протискивается" в крупноформатные торговые сети?

Барьерный рост

Сетевые магазины нашли самый выгодный источник кредитования. В качестве инвесторов они используют товаропроизводителей, особенно мясной и молочной продукции. Отсрочка платежей за поставленный товар в торговых сетях составляет 45-60 дней, при том что срок реализации порой не превышает 60 часов. Таким образом сетевики изымают деньги из оборота производителей. Об этом шла речь на совещании по вопросам взаимодействия волгоградских производителей продуктов питания и работающих в регионе розничных сетей. Этот же вопрос поднял волгоградский губернатор Николай Максюта. Он предложил налоговым и надзорным органам внимательно изучить экономику торговых сетей: законно ли они применяют отсрочки при закупке товаров.

Производители и дистрибьюторы хлеба, молока, конфет, алкогольной продукции едины во мнении, что в сложившихся условиях работать с ритейлерами становится все труднее. Прежде чем товары добираются до магазинных полок, производителям приходится преодолевать множество барьеров. Входные бонусы, оплата за размещение и выкладку товара, возврат нереализованной продукции, длительные сроки рассмотрения контрактов. Особенно портит жизнь ничем не объясняемая отсрочка платежа. В типовом контракте на поставку товаров в сеть изначально внесен пункт о том, что за реализованный товар деньги поступят через 25-30 банковских дней.

- Сети - как федеральные, работающие в Волгограде, так и местные - буквально задавили нас отсрочками платежей, - говорит директор крупного продуктового предприятия. - Не могут помочь и протекционистские меры обладминистрации. Мы поставляем свою продукцию каждый день и вовремя, но оплачивают нам ее лишь спустя 25-30 дней. Причем договориться по-иному невозможно, все договоры словно под копирку прописаны. Из-за этой сложившейся практики местные производители становятся неконкурентоспособными.

Договорились?

Товаропроизводители высказывают осторожное предположение: если условия договоров на поставку у всех торговых сетей одинаковы - может, это сговор, которым пора заняться антимонопольным службам?

- Мы не раз проводили анализ деятельности торговли, - сказала корреспонденту "РГ" замначальника Волгоградского УФАС Тамара Косяк. - Признаков сговора обнаружено не было.

Обращение к сетевикам с просьбой снизить отсрочку до 20 банковских дней пока действия не возымело. Сетевики пообещали лишь активней идти на переговоры с местными товаропроизводителями по поводу включения их товаров в свою матрицу.

Начальник отдела закупок волгоградской торговой сети Анна Жаркова пояснила позицию ритейлеров:

- Мы никому не выкручиваем руки. Всем производителям предъявляем одинаковые требования по качеству товара, по срокам и объемам поставок. Да, наши условия включают и отсрочку платежа. Если товар уникальный, крайне важный для потребителя и на рынке ему нет замены, мы, конечно, пойдем на компромисс. А в ситуации, когда производителей конкретного товара на рынке немало, мы можем выбирать, с кем работать. Ведь торговая полка не бесконечна, 25 сортов кефира на ней просто не поместится.

У сетевиков к поставщикам тоже есть претензии:

- Нам нужно свежее молоко и хлеб в восемь часов утра, а не в два часа дня. Мы хотим получать скоропортящуюся продукцию в рефрижераторах, а не в обычных "будках", - говорит Анна Жаркова. - Однако далеко не все наши партнеры выполняют эти прописанные в договоре условия.

Помощь для кредитора

Чтобы восполнить потери оборотных средств, производители товаров используют банковские кредиты или обращаются за помощью в факторинговые компании. По экспертным оценкам, именно товаропроизводители, которым задолжали ритейлеры, составляют две трети от общего числа клиентов российских факторинговых компаний. Этот сегмент финансового рынка растет на сто процентов в год.

Местные производители поставляют продукцию в торговые сети каждый день, но оплату за нее получают спустя месяц

- Факторинг во всем мире является эффективным инструментом повышения конкурентоспособности бизнеса, но в России к этой услуге по большей части обращаются вынужденно, поскольку отсрочки платежа не столько предлагают, сколько требуют, - рассказал корреспонденту "РГ" управляющий партнерскими отношениями филиала факторинговой компании Игорь Соловьев. - Практика отсрочки платежей в Волгограде сложилась не вдруг. Заняв не менее 15 процентов регионального розничного рынка продуктов питания, торговые сети получили возможность диктовать свои условия поставщикам. И сегодня в нашем кредитном портфеле действительно не менее двух третей компаний, которым должны сети. Не обращаются к нам лишь производители хлеба и молока: ведь за скоропортящиеся товары сети платят быстрее. Кроме того, они как производители социально значимых товаров могут рассчитывать на дотации бюджета и выгодные банковские кредиты.

Еще треть наших клиентов - поставщики крупных заводов и предприятий. Пользуясь правом сильного, крупный бизнес нередко затягивает проплаты своим поставщикам, также фактически получая от малого и среднего производителя товарные кредиты. Отсрочки платежей ослабляют небольшие компании, которым нужны оборотные средства. Выживают лишь те, кто выработал защитные механизмы, в том числе финансовые.

Кстати, отсрочкой платежа пользуются и крупные бюджетные организации. Закон обязывает их проводить все поставки товаров и услуг по конкурсу.

- В условиях конкурса мы нередко указываем возможную отсрочку платежа до 90, а то и до 180 дней, - говорит финансовый директор одной из таких организаций. - И делаем это сознательно - чтобы оградить себя от засилья мелких фирм, демпингующих на рынке госзаказа и предлагающих дешевую продукцию. Они работают на грани рентабельности, и так долго ждать денег за свой товар не могут. Иначе мы вынуждены были бы покупать самые некачественные товары.

Один в поле не воин

В Ростовской области мелкие производители сельхозпродукции пытаются создать эффективное объединение, которое на всех уровнях представляло бы их интересы. Это не только повысит рентабельность работы фермеров, но и позволит занять достойное место в крупных розничных сетях, а значит, затормозить рост цен на продукты.

Иван Курицын занимается разведением племенных свиней. Профессиональный животновод, выращивающий до 2000 голов, вместо того чтобы развивать свой бизнес, готов свернуть производство.

- Надоело работать в ноль, - говорит Курицын. - А ведь рынок испытывает дефицит мяса. Но монополисты, специализирующиеся на выпуске мясной продукции, поддерживают только свои дочерние предприятия, которые поставляют им свинину. Судите сами, я вынужден сдавать мясо по 65 рублей за килограмм живого веса, а в продажу оно поступает по 250-300. Если бы закупочная цена была хотя бы рублей 95, я бы уже развивал дело.

Где выход? Надо объединяться в более крупные структуры, тогда и силенок будет у нас побольше, можно снижать себестоимость производимого, всем миром настоять на нормальной отпускной цене.

К пониманию необходимости объединения пришли крестьянско-фермерские хозяйства разных профилей.

- У меня 60 пчелиных семей, я по всему Северному Кавказу вожу свои ульи, - рассказывает пчеловод Юрий Грановский, - километры в погоне за цветущими травами накручиваю постоянно, а стоимость солярки с прошлого года подскочила с 14 рублей до 24. Да еще четыре пробы с каждой тонны меда на экспертизу в ветлабораторию сдать надо, каждая по 500 рублей. Торговые сети берут мед на реализацию только за солидный "откат", а если кто-то дал больше, тут же рвут контракт. Говорят, мед не удовлетворяет стандартам, сдал ты ветпробы или нет - никого не интересует. На самом деле это называется "недобросовестная конкуренция". Вот и приходится мотаться со своим медом с ярмарки на ярмарку по всей стране. Стояла бы за нами сильная структура с хорошими юристами, никто бы не решился так вести себя с частником.

- Секция кролиководов могла бы удовлетворять 80 процентов спроса в масштабах области на этот диетический продукт, - считает кроликовод Геннадий Запорожцев. - Однако наши попытки войти в торговые сети заканчиваются неудачей. Менеджеры выдвигают требования, выполнить которые частнику не под силу. Откуда у меня, к примеру, рефрижератор, чтобы довозить продукцию в нужных кондициях до магазинов? А вот у фермерской организации такая техника могла бы быть.

Идея объединения, как говорится, витала в воздухе. Под эгидой ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств области ведутся переговоры с руководителями сетевых торговых проектов, вырабатываются стандарты качества продукции, формируется юридическая база для объединения мелких производителей.

Несмотря на то, что предыдущие попытки создать эффективную структуру закончились неудачей, на этот раз у глав крестьянских хозяйств настроение вполне оптимистичное. Парадокс, но причина оптимизма - повышение цен на продукты питания. По идее, крупные торговые сети должны повернуться лицом к мелкому производителю.

- Мы бы с радостью сотрудничали, - подтверждает руководитель крупнейшей на юге розничной сети Вячеслав Чистяков. - Нам это выгодно. Ведь если бы фермерам удалось сделать реальный вклад в оборот торговых сетей, я думаю, нам удалось бы сдержать рост цен на продукты питания, а значит, от нас не ушла бы часть покупателей. Мы готовы рассматривать разумные предложения фермерских организаций, но с частником-одиночкой никаких договоров заключать не будем. Для индивидуального хозяйства характерны мелкие, нерегулярные поставки и невозможность обеспечения требуемых стандартов качества продукции. Хорошо отрегулированные логистические бизнес-процессы мощных ритейлеров не стыкуются с таким положением вещей. Если бы альтернативный сельхозпроизводитель поставлял крупные партии продуктов, удовлетворяющие стандартам качества, разговор был бы другой.

Мнение

Ирина Моисеева, директор волгоградского рекламного агентства:

- С отсрочками платежа сталкиваются не только товаропроизводители, работающие с торговыми сетями. Крупные московские агентства с нами тоже очень долго расплачиваются. Скажем, когда деньги поступают через месяц после выполнения работ - это нормальная, сложившаяся на рынке практика. У нас в агентстве - шесть контрактов, деньги по которым не приходят больше двух месяцев, а самая длинная задержка составляет полгода. Объяснение одно: мол, клиенты - производители товаров еще не заплатили за промоакцию. Я сильно в этом сомневаюсь. Когда я работаю с производителями напрямую, они платят в срок. В суд подавать на должников я не заинтересована - отсрочка изначально заложена в условиях договора.