Новости

19.08.2008 02:34
Рубрика: Экономика

Как попасть в центр

Эксперты обсуждают концепцию формирования в России международного финансового центра

Сам документ минэкономразвития еще не обнародован, хотя уже внесен в правительство. Тем не менее он уже стал объектом активного обсуждения в экспертном сообществе. И это неудивительно. В тени масштабных задач часто остается обширное пространство для вопросов.

Первый: а стоит ли игра свеч? Какой стратегический выигрыш (кроме престижа) получит Россия от формирования МФЦ? Только ответив на этот вопрос, можно определить степень приоритетности всего "проекта". И соответственно, масштаб ресурсов и усилий, которые имеет смысл вовлечь в его реализацию.

Второй: как стратегия формирования МФЦ будет согласована с другими ранее поставленными задачами в финансовой сфере - позиционированием рубля как реально конвертируемой валюты, формированием мощных институтов развития, и т.д.

Третий: на чем основаны оптимистические ожидания в отношении реализуемости поставленной задачи? Особенно если учесть, что в прошлом году Москва выпала из списка городов-конкурентоспособных мировых финансовых центров, по версии лондонского Z/Yen Group Limited, а до этого находилась в самом его хвосте. Достаточно ли для достижения цели решить нормативно-правовые и инфраструктурные проблемы (создать льготный налоговый режим, упростить регистрационно-разрешительные процедуры, развить биржевую инфраструктуру и т.п.)?

Зачем это нужно

Думается, есть по крайней мере две значимые причины, по которым стоит приступить к формированию в России международного финансового центра. Точнее - к позиционированию финансовой системы России в качестве площадки для международных операций с финансовыми активами и обязательствами.

Первая. Активизация процессов региональной финансовой интеграции, которая в среднесрочной перспективе должна будет затронуть и постсоветское пространство.

Нестабильность глобальных рынков и ослабление позиций доллара ускорит концетрацию различных стран вокруг региональных "полюсов" финансовой мощи. Международные финансовые центры, сильная, востребованная мировой экономикой валюта - необходимые атрибуты такой мощи.

В рамках этих процессов усилится стремление постсоветских стран к интеграции с теми или иными "полюсами" для защиты от глобальных рисков и стабилизации потоков капитала.

Россия может попытаться сформировать на постсоветском пространстве самостоятельный "полюс". Если этого не произойдет, постсоветское пространство, вероятно, будет втягиваться в сферы влияния других "полюсов" (Еврозона, страны Восточной Азии, страны Персидского залива).

Вторая причина - ожидаемое в среднесрочной перспективе изменение макроэкономических механизмов, обеспечивающих силу и устойчивость рубля. Сейчас эта сила базируется на масштабных чистых доходах от внешней торговли, то есть на превышении экспорта над импортом. Однако импорт стремительно растет, и в течение ближайших лет ситуация может кардинально измениться. В этих условиях устойчивость рубля станет определяться не внешнеторговыми доходами, а устойчивостью притока капитала. Позиционирование России в качестве одного из международных финансовых центров, а рубля - в качестве одной из значимых мировых валют поможет решить эту задачу.

Почему это возможно

Россия обладает рядом стратегических конкурентных преимуществ, которые при условии решения нормативно-регулятивных и инфраструктурных проблем обеспечат ей роль весьма значимого узла в системе международных финансовых потоков.

Прежде всего, российские компании обладают существенным потенциалом для дальнейшего роста капитализации (за счет выхода на финансовый рынок значительного числа компаний "среднего звена" и процесса формирования новых крупных транснациональных компаний с российским капиталом).

Кроме того, страна обладает значительным масштабом валютных резервов, превращающих российские монетарные власти в значимого игрока на мировых финансовых рынках.

Добавим к этому потенциал позиционирования рубля в качестве одной из валют для расчетов на мировом энергетическом рынке в условиях снижения роли доллара и возникновения новых сегментов этого рынка (СПГ).

Отметим особую роль столицы России в качестве одного из главных "мировых городов", а также важного коммуникационного узла в системе международных хозяйственных связей. Согласно исследованиям группы GaWC (Globalization and World Cities Study Group, университет Лафборо, Великобритания) Москва относится к числу городов с наиболее тесным включением в систему международных бизнес-связей. Уже сейчас по этому показателю российская столица позиционируется на уровне Цюриха, Вены, Гамбурга, Стокгольма, Варшавы. В рамках данной системы Москва выполняет функцию "ворот", через которые компании, базирующиеся в глобальных (Нью-Йорк, Лондон) и ключевых европейских (Амстердам, Париж, Брюссель, Франкфурт) центрах, выходят на контрагентов в странах бывшего СССР.

Такое сочетание обуславливает значительный потенциал для концентрации в Москве региональных управляющих подразделений международных компаний.

Как это сделать

Безусловно, важнейшими условиями формирования МФЦ являются развитие конкурентоспособной биржевой инфраструктуры, а также создание дружественной для международных инвесторов среды регулирования и налогообложения.

Однако в последнем случае важно не перейти за "красную линию". Привлекательность российских рынков не должна обеспечиваться ценой превращения России в налоговый и регулятивный офшор.

Для обеспечения привлекательности рынков должны быть предложены другие, более веские аргументы, вытекающие из тех стратегических преимуществ в финансовой сфере, которыми располагает Россия.

В первом приближении можно назвать следующие направления действий, которые позволят актуализировать эти преимущества.

Первое. Постепенный перенос облигационных и других заимствований крупных государственных компаний на внутренние рынки с повышением в структуре этих заимствований доли рублевых инструментов.

Второе. Стимулирование развития стратегически значимых, с точки зрения формирования МФЦ, сегментов рынка финансовых услуг - с использованием для этих целей ресурсов институтов развития и бюджетных фондов.

Речь идет в первую очередь о поддержке формирования сегмента конкурентоспособных инвестиционных банков с преимущественно российским капиталом, развитии рынков производных финансовых инструментов (фьючерсы, включая товарные, опционы, свопы), российских депозитарных расписок, синдицированных кредитов.

Третье. Поддержка участия российских компаний и банков на рынках стран СНГ, а также Восточной Европы, создание благоприятных условий для взаимных инвестиций. В числе основных инструментов - формирование на базе ВЭБа системы поддержки прямых инвестиций российских компаний и банков на рынках стран СНГ и Восточной Европы; поддержка слияния ведущих российских фондовых бирж с биржами стран ближнего зарубежья; формирование на базе Евразийского банка развития (ЕАБР) развитой системы поддержки совместных инвестиционных проектов российских компаний и компаний стран ближнего зарубежья.

Четвертое. Развитие валютной и финансовой интеграции России и стран ближнего зарубежья, в том числе с привлечением ресурсов из официальных валютных резервов для страхования рисков такой интеграции. Здесь речь может идти прежде всего о поддержании постоянных прямых котировок валют стран ближнего зарубежья на межбанковском рынке, клиринге взаимных требований между ЦБ РФ и центральными банками стран ближнего зарубежья, создании совместных механизмов обеспечения финансовой устойчивости стран ЕврАзЭС.

Экономика Финансы Валютный рынок Экономика Финансы Фондовый рынок Экономика Финансы Банки Правительство Минэкономразвития Правительство Минфин Международный финансовый центр в России
Добавьте RG.RU 
в избранные источники