Новости

21.08.2008 04:10
Рубрика: Экономика

Напряжение в сети

Продовольственные магазины проверяют на лояльность к местным производителям

В Волгоградской области впервые проходит комплексная проверка торговых сетей с участием специалистов Роспотребнадзора, антимонопольного и налогового ведомств, а также областного ГУВД.

Пристально изучить экономику торговых сетей на предмет законности применяемой ими системы закупки товаров и отсрочки платежей губернатор Николай Максюта впервые публично предложил на летнем заседании Всероссийской торгово-промышленной палаты в Москве. Поводом для изучения работы ритейлеров стало давно растущее недовольство местных производителей продуктов питания. Руководители крупных компаний и частные предприниматели неоднократно жаловались властям, что на пути товаров на сетевую полку стоят входные бонусы, оплата за размещение и выкладку, возврат нереализованной продукции, длительные сроки рассмотрения контрактов. Больше всего нареканий вызывала и вызывает отсрочка платежа. Задерживая оплату товара на месяц-два, сети, по сути, кредитуются за счет производителей. Региональные власти, правда, делают оговорку, что чаще такими "маркетинговыми ходами" грешат иногородние сети.

С начала года стороны, имеющие претензии друг к другу, неоднократно встречались в областном комитете по сельскому хозяйству и продовольствию. Чаще результатом таких встреч было решение частных конфликтов - скажем, между конкретной сетью и производителем пельменей или конфет. Пойдя навстречу властям, сетевики стали охотней идти на контакт с местными производителями. Но некоторые разногласия начинались как раз после заключения договоров на поставку.

Сегодня надзорные органы уже изучили работу четырех из восьми продовольственных сетей региона. На очередном совещании зампредседателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Владимир Филиппов перечислил невыполненные сетями пункты пре-дыдущих решений. В частности, входные барьеры по-прежнему стоят на пути в сети для масла и сыра из Михайловки, волгоградского пива и конфет, мороженого и пельменей. В данном случае стороны никак не договорятся, кто должен возить товар в сетевые магазины, расположенные в муниципальных районах области. Сетевики говорят, что возможности их распределительных центров небезграничны. Производители тоже не располагают для этого достаточными ресурсами.

Есть и другие проблемы. В частности, предприниматель из Светлого Яра Евгений Острянин, производящий пельмени, блинчики и другие полуфабрикаты, рассказал:

- Я полгода держал цену на свою продукцию. Но сейчас, когда, например, говядина подорожала на 40, а шпик на все 100 процентов, я выставил сетям, с которыми у меня договор, новые цены. Две сети согласились, а одна - ни в какую, мол, потому что они дискаунтер и у них должны быть цены самые низкие.

Сетевики тоже не всем довольны. По их словам, производители, пытаясь продвинуть свою продукцию, порой приходят на встречи неподготовленными, без прайс-листов и образцов товаров, серьезно недорабатывают упаковку, экономят на дистрибьюции, не соблюдают графики поставок, оговоренные объемы и качество товаров.

- Скажем, в ассортиментной линейке у производителя пять видов пельменей, но визуально ни мы, ни потребители не можем их отличить. Складывается впечатление, что мы, сети, растем, развиваемся, инвестируем в новые технологии торговли и логистики, а производители за нами не успевают, - сказала директор по закупкам одной из сетей Ирина Арькова.

- А как производителям развиваться, если у них остается в лучшем случае пятая часть от розничной цены, в то время как в развитых странах - половина. Скажем, сегодня закупочная цена молока - 9-10 рублей, а продается оно в магазинах по 30-40 рублей, - парировал председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Александр Моторкин.

Впрочем, о дальнейших выводах власти пообещали рассказать по результатам проверки.

компетентно

Павел Чумаков, вице-губернатор Волгоградской области:

- Жители области заинтересованы в том, чтобы на полках магазинов была представлена местная продукция: благодаря волгоградским товаропроизводителям в регионе создаются новые рабочие места, растут доходы местных и регионального бюджетов.

Мы считаем необходимым разработать типовой договор между сетями и товаропроизводителями и учесть в нем основные разногласия сторон. Кроме того, надо выделить некоторые группы товаров, такие, как хлеб, молоко, другие скоропортящиеся продукты, по которым отсрочку платежа необходимо резко сократить. Проект договора будет готовить рабочая группа, в которую, помимо сетевиков и производителей, вошли представители нашего комитета и управления предпринимательства.

Экономика Товары и цены Филиалы РГ Юг России ЮФО Волгоградская область Волгоград