В России снимают приквел о Штирлице

Штирлиц, полковник Исаев, стал для всех нас намного большим, чем просто персонаж фильма "Семнадцать мгновений весны" и романов Юлиана Семенова.

Штирлиц - это явление отечественной культуры прошлого столетия - он герой и в то же время персонаж анекдотов. Это говорит о том, что мы уже не можем представить себе свою повседневную жизнь без Штирлица.

"А вас, Штирлиц, я попрошу остаться"

Телеканал "Россия" решился продолжить эту историю, а вернее, показать любимого зрителями разведчика "в начале славных дел". В первые месяцы 2008 года стартовали съемки нового приключенческого фильма "Исаев", где будет рассказано о молодых годах Всеволода Владимирова, известного затем под именами Максим Максимович Исаев и Макс Отто фон Штирлиц.

Исполнитель одной из главных ролей - Чена - актер Андрей Мерзликин заранее считает, что в связи с этим фильму "много достанется" от критиков. Создатели якобы замахнулись на святое. Причем, возможно, критики уже заранее написали свои отзывы, ожидая выхода картины на экраны.

Герой самого Мерзликина - корейский коммерсант Чен, он же чекист Марейкис. Актер рассказывает, что он с радостью принял предложение от Сергея Урсуляка. По его словам, эта роль, пусть даже не главная, но красивая: сыграть незаурядную личность и геройски погибнуть в конце, да еще и у такого режиссера - огромное удовольствие.

Авторы фильма решили не ездить далеко. В роли Владивостока и Шанхая выступает Севастополь, в роли Хабаровска - Кострома и Ярославль, где разыгрываются батальные сцены в землянках и окопах, а макет Западной Европы, в духе лучших традиций советского кинематографа, создан в Прибалтике - в Таллине.

В Институте юстиции

Нынче же съемки идут в Москве. Именно в здании Института юстиции воссоздан кабинет сотрудника советских правоохранительных органов 20-х годов прошлого века. Снимаются две сцены. Места действия по сценарию: Синематограф (Москва) и Трибунал Балтийской дороги (Владивосток).

...На стене висит портрет читающего "Правду" Ленина, на высоком шкафу - стопка старых книг. Декорации размещены в кабинете настоящем, но, чтобы современность никак не диссонировала со старыми стенами, телевизор и микроволновку нынешних хозяев помещения отодвинули в угол, дабы они не попадали в кадр.

В коридоре сидят и ждут своего выхода на площадку участники массовых сцен. Иногда актеры выбегают покурить на улицу, к немалому удивлению сидящих в проносящихся автомобилях, они стоят в котелках и фуражках.

Режиссером ленты стал Сергей Урсуляк, известный зрителю, в частности, по одному из самых рейтинговых сериалов прошлого года "Ликвидация". Сценарий на основе трех романов Юлиана Семенова - "Нежность", "Бриллианты для диктатуры пролетариата" и "Пароль не нужен" - написал Алексей Поярков. А актерский состав поистине звездный: Даниил Страхов, Михаил Пореченков, Константин Лавроненко, Алексей Серебряков, Андрей Смоляков,Владимир Ильин, Андрей Мерзликин, Сергей Маковецкий.

"Я не в шоу пародистов"

Исполнитель главной роли Даниил Страхов ответил на вопрос корреспондента "РГ".

Российская газета: Создавая образ Исаева, вы стараетесь быть похожим на уже ставший привычным образ Штирлица, который явил собой Вячеслав Тихонов, или, наоборот, желаете быть совершенно оригинальным, не имеющим с ним ничего общего?

Даниил Страхов: Конечно, приходится держать в голове тот образ, никуда от него не денешься. Но зацикливаться на нем было бы ошибкой. У меня своя органика, у Тихонова - своя. Не думаю, что нужно до мелочей повторять его, я же не выступаю в шоу пародистов. Наша история, которую мы сейчас снимаем, только номинально является приквелом. Мой герой - еще не Штирлиц. Это молодой, не закамуфлированный от внешнего мира агент разведки. Штирлиц почти не позволяет себе эмоции, мы можем только догадываться о тех чувствах, которые его переполняют. Исаев в нашем варианте - это совсем мальчишка, он только встречает и влюбляется в свою будущую жену, это еще не такой опытный разведчик, которым он станет в ожидающем краха Берлине. Что касается исполнения, то нельзя каждый раз входить в кадр с мыслью: "А как бы это сыграл Тихонов?" Персонаж Исаева-Штирлица можно сказать стал классическим, так что согласовывать все мелочи - то же самое, что устраивать слет Гамлетов для обсуждения всех деталей. Можно провести такое сравнение: Исаев - Штирлиц - это наш Джеймс Бонд, его образ шире, глубже чем игра всех актеров, которые берутся за эту роль.

"Исаев получился как-то случайно"

Сергей Урсуляк, режиссер:

- Мы снимаем не историческую картину, а скорее наше представление о том времени. И после "Ликвидации" было огромное количество вопросов по поводу исторической правды. Но у нас не было цели попасть в 1947 год. Каждый снимает на столько, на сколько у него хватает денег, возможностей, силы. На первом этапе у нас работал консультант-историк, он помогал нам в общих чертах воссоздать обстановку. Но мы не пытаемся каждый день выстроить историю. Это картина не об эпохе, а о нашем ощущении в ней. А любое ощущение подвержено некоторым неточностям.

- Были во время съемок какие-то сложности?

- Сложнее всего снимать в Москве. Здесь сложно договориться, так как у каждого метра столичной земли 54 хозяина и еще попутчики, которые могут въехать в кадр с мигалкой, с каким-то пропуском и для них ни ГАИ, ни перекрытия, ни съемки не существуют.

- Хотели бы вы продолжить снимать сериалы или фильмы по другим романам Ю. Семенова?

- Нет. Я вообще против продолжений. Я люблю что-то эксклюзивное. "Исаев" получился как-то случайно. И я не предполагал, что до конца жизни буду снимать по Ю. Семенову.

- Когда заканчиваются съемки?

- Я надеюсь, что в начале декабря, если не будет форс-мажоров. А когда фильм можно будет увидеть в эфире - зависит от канала "Россия".

- Что бы вам, как режиссеру, хотелось снять в дальнейшем с точки зрения жанра?

- Комедию, сказку. Но самое главное - это снять то, что смотрели бы люди. Я понимаю, что это крайне важно: то, что ты делаешь с таким трудом и так долго, должно иметь какую-то отдачу. Иначе нечем себя подпитывать. В этом смысле "Ликвидация" мне, конечно, очень помогла. Потому что я ощущаю до сих пор, что это картина, которая нравится. Это не значит, что я "Долгое прощание" люблю меньше или считаю, что она хуже. Но зрительский интерес - крайне важная вещь.