Определены семь площадок в центре приволжской столицы, которые будут освобождены от ветхого фонда под новое строительство.
Об этом, и о том, когда Нижний Новгород полностью решит вопрос расселения центра города, корреспонденту "РГ" рассказал министр жилищной политики Нижегородской области Никита Гурьев.
Российская газета: Никита Юрьевич, как в этом году реализуется программа по расселению ветхого фонда? Наметились ли какие-либо положительные тенденции?
Никита Гурьев: Сейчас мы уходим от некой хаотичности в решении данной проблемы. Запускается программа волнового переселения, уже выбраны семь площадок в центре, которые будут освобождены под новое строительство. Я бы не хотел называть конкретные места, чтобы не вызывать ажиотажа вокруг них - массовых прописок, фиктивных браков и так далее. Наша задача - соединить в этом процессе все заинтересованные ведомства. Программа не может реализовываться в отрыве от других министерств - строительства, государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.
РГ: Сейчас механизм расселения совершенно не проработан. Каким он должен быть, чего не хватает нынешней схеме?
Гурьев: Он не то чтобы не идеален, просто есть разные подходы. Первый подход - расселить любой ценой. Причем цена вопроса получалась настолько велика, что процесс расселения затягивался. Собственники понимали, что раз министерство готово пойти на все, значит можно называть любую цену. Лично я придерживаюсь другого подхода. Есть законодательство, пусть с пробелами, пусть несовершенное. Есть наниматели, которым новое жилье должно предоставляться по нормативам. Если это собственник, то его квартира должна оцениваться и предлагаться равноценное возмещение. Не предоставлять за восемь метров комнаты трехкомнатную в центре, а именно равноценную. У нас нет никакого желания кого-то обманывать или выселять на окраину. Я за то, чтобы все возникающие конфликты решать в суде. Идти на переговоры с недобросовестными собственниками, которые завышают планку и говорят: "Я понимаю, что моя квартира стоит три миллиона рублей, но я хочу десять", не стоит.
РГ: Есть и обратная сторона медали, когда обитатели ветхого фонда жалуются на то, что их расселяют на окраину города.
Гурьев: За пять месяцев работы я такого не слышал. Был один случай, когда женщину из центра расселили в Сормовский район, и то по ее просьбе. Понимаете, мы сами не заинтересованы в том, чтобы вокруг переселения шли какие-либо конфликты. Недаром мы запускаем несколько комплексов и в Верхних Печерах, и на Лопатина, и на Родионова - это хорошо развивающиеся районы. И это, согласитесь, не окраина.
РГ: Если говорить об экономической составляющей, то насколько расселение ветхого фонда сказывается на удорожании новой квартиры, построенной на месте расселенного участка?
Гурьев: Это вопрос больше не ко мне, а к инвесторам. Если мы освобождаем площадку, то затем выставляем ее на аукцион либо начинаем строить по госзаказу. До последнего момента расселение было очень большой финансовой нагрузкой на построенный квадратный метр. Но если мы займем жесткую позицию, не потакая тем, кто пытается на этом заработать, то эта нагрузка будет снята.
РГ: В идеале когда Нижний Новгород может полностью решить проблему ветхого фонда?
Гурьев: Если мы сейчас запустим механизм волнового переселения и если в голове у людей исчезнет желание заработать на нем и все будет осуществляться по закону, то через пару лет процесс упростится. Многое будет зависеть от темпов строительства жилья. Было бы здорово, если бы мы за пять лет избавились от ветхого жилья. В 2008 году начнется расселение этих семи площадок, которое поэтапно закончится к 2010 году. Параллельно темпы будут наращиваться, добавляться новые площадки.
РГ: Какова цена вопроса хотя бы по семи площадкам?
Гурьев: Сейчас мы обсчитываем экономику. На однозначную цифру сложно выйти. На сегодняшний момент это примерно три-четыре миллиарда рублей с учетом того, что значительная часть суммы - строительство нового жилья, куда мы будем расселять жителей ветхого. Оставшиеся средства - это компенсации собственникам, покупка новых квартир.
РГ: В сентябре на рассмотрение Законодательного собрания должен быть вынесен закон об обманутых дольщиках, разрабатываемый вашим министерством. Можно ли уже сейчас охарактеризовать этот документ?
Гурьев: Начнем с того, что ни на федеральном, ни на региональном уровне не было законодательства о защите обманутых дольщиков. Есть 214-й федеральный закон о долевом строительстве, где прописан механизм защиты дольщиков, страхования рисков. Но нет законов, позволяющих уже обманутым дольщикам оказать помощь. У нас связаны руки. И пока мы на законодательном уровне не пропишем возможность тратить на это деньги, механизм помощи, мы не сможем ничего сделать. Такой законопроект подготовлен, в правительстве он прошел все согласования. Не буду пока раскрывать все карты, поскольку неясно, в какой редакции он в итоге выйдет. Но данный закон будет регулировать правовые отношения, которые возникли до принятия вышеупомянутого 214-го закона. Плюс мы для себя определим, где дольщик выступает в качестве инвестора, а где действительно решает жилищный вопрос. В первом случае он берет на себя финансовые риски, во втором у дольщика возникает тяжелая жизненная ситуация. Таким надо помогать. Мы прописали несколько видов поддержки.
РГ: Когда будут достроены дома вкладчиков печально известной "Социальной инициативы" на улице Медицинской, на какой стадии сейчас находится процесс?
Гурьев: Самая большая проблема в том, что земля федеральная, принадлежит минобороны. Так что участников процесса очень много. Точную дату назвать сложно. Задержка по времени, к сожалению, происходит из-за переписки, множества согласований на федеральном уровне. Но мы продолжаем заниматься этой площадкой в ежедневном режиме.