29.08.2008 01:35
    Поделиться

    Учебный пожар на нефтяной платформе под Балтийском ликвидировали суда шести стран

    На Балтике прошли международные учения ХЕЛКОМ, организованные в этом году Россией. В них участвовали 17 судов, одиннадцать из которых - зарубежные.

    По легенде учений, которые называются BALEX DELTA и проводятся ежегодно, на российской нефтяной платформе (использовалась старая недействующая платформа) у побережья Калининградской области в районе Балтийска после утечки газа произошел взрыв. В результате аварии на платформе возник пожар, и 1200 тонн сырой нефти попало в море. Это пятно начало дрейф в направлении российской береговой линии. Кстати, "нефтью" было нейтральное вещество перлит (горная порода вулканического происхождения), которое эффективно используется в качестве абсорбента при розливах нефти и мазута. Учение проводилось в два этапа: сначала спасли "пострадавших" и потушили "пожар", потом собрали разлившуюся "нефть".

    Провели учения Федеральное агентство морского и речного транспорта и ФГУ "Госморспасслужба России" при участии множества российских служб, нефтяников, портовиков, медиков.

    Для борьбы с нефтяным загрязнением к калининградскому побережью были направлены, кроме российских, зарубежные суда государств - членов ХЕЛКОМ: Дании, Финляндии, Литвы, Польши и Швеции. Суда из Эстонии и Латвии не пришли, хотя прежде заявляли о своем участии. Эстония обосновала отказ экономическими причинами, Латвия - вообще никак, хотя "отказники" прислали своих наблюдателей. Кроме того, одно судно, зафрахтованное Европейским агентством по морской безопасности (EMSA), представляло Европейский союз.

    Целью учений была проверка международной системы реагирования ХЕЛКОМ, ее командования и системы связи, а также сотрудничества между подразделениями реагирования стран Балтийского моря.

    Россияне продемонстрировали высокую слаженность и организаторские способности, европейцы - прогрессивную технику для сбора нефти. Например, танкер "Отилия", оборудованный финской нефтесборной системой с бортовыми кассетами с шириной захвата до 60 метров, работал быстро и эффективно благодаря увеличению скорости движения судна в момент сбора нефти до рекордной - 3 узла в час. Все это и увидели журналисты и наблюдатели с борта небольшого судна, которое нещадно мотало на волнах.

    Цель учений - поддержание готовности прибрежных стран сообща противостоять крупным нефтяным авариям

    Сергей Кшнякин, первый заместитель начальника главного управления МЧС России по Калининградской области, своими подчиненными доволен:

    - Мы отвечали за спасение "упавших за борт" людей, которых требовалось извлечь из воды за полчаса. Условия были близки к экстремальным: ветер сильно раскачивал спускавшегося на подвесной системе с вертолета Ми-8 спасателя, но задание было выполнено на "отлично", и в отведенное время уложились.

    Александр Хаустов, руководитель ФГУ "Госморспасслужба России", тоже ставит высокий балл российским участникам учений. Но настоящий "разбор полетов" как россиян, так и наших коллег по ХЕЛКОМу еще предстоит сделать.

    - Ценность учений состоит в поддержании готовности прибрежных стран сообща противостоять крупным нефтяным авариям в море. Вопрос реагирования на такие аварии имеет высокий приоритет в регионе Балтики, - считает Томас Фаго, председатель группы ХЕЛКОМ по реагированию на аварийные разливы в море.

    Необычные гидрографические, химические и физические условия Балтийского моря делают его воды чрезвычайно чувствительными к загрязнению. Любой крупномасштабный разлив нефти может привести к экологической катастрофе. Вероятность такого разлива значительно увеличилась за последнее десятилетие в связи с ростом числа грузовых судов и объемов перевозимой нефти на Балтике.

    К 2015 году ожидается повышение на 40 процентов количества нефти, отгружаемой на Балтике (в 2007 году оно достигло более 170 миллионов тонн). Ожидается также увеличение танкерного флота. Сейчас на Балтике одновременно насчитывается около 2000 судов, из них 17 процентов - танкеры. Ежегодно в районе Балтийского моря происходит около 140 морских аварий и выявляется свыше 200 незаконных нефтяных сбросов. К счастью, большинство из них пока не вызывают существенных загрязнений. Со многими разливами борется флот ХЕЛКОМ, который состоит из примерно четырех десятков судов быстрого реагиро вания, готовых участвовать в ликвидации аналогичных ЧП. Эти суда способны достичь любого места в Балтийском море за время от 6 до 48 часов с момента уведомления об аварии.

    Увидеть в полном объеме, на что способны эти суда, увы, не удалось: не все их оборудование было использовано. В прошлом году на аналогичных учениях финское судно повредило дорогостоящие механизмы, поэтому решение о применении того или иного оснащения остается за капитаном, а в этот раз волны были опасными.

    У разлива нефти нет административных и политических границ, и если ты не помог соседу, то завтра неубранное нефтяное пятно приплывет к тебе. Как говорят сами хелкомовцы, ни одна из стран Балтики не имеет достаточно ресурсов, чтобы в одиночку справиться с разливами нефти.

    Справка "РГ"

    Хельсинкская комиссия с 1989 года проводит ежегодные международные учения своего морского флота, чтобы проверить готовность стран Балтики реагировать на крупные нефтяные аварии на море. Учения BALEX DELTA проводятся каждый раз в другой стране. В этом году пришла очередь России продемонстрировать свою способность организовать подобные действия на Балтике. Этот выбор пал на Россию во время заседания глав делегаций ХЕЛКОМ, состоявшегося 22-23 января 2008 года в Хельсинки, где РФ была выбрана ответственной за организацию и проведение BALEX-DELTA.

    Поделиться