11.09.2008 03:37
    Поделиться

    Почти вся продукция, продаваемая на донских автотрассах, опасна для здоровья

    Почти вся продукция, продаваемая на автотрассах, опасна для здоровья

    Местные власти пытаются придать придорожной торговле цивилизованный вид, но до сих пор на трассе можно купить и вяленую рыбу, щедро присыпанную придорожной пылью, и продаваемые прямо с земли овощи-фрукты. При этом, по данным Роспотребнадзора, до 90 процентов пищевой продукции, продаваемой на трассах области, не соответствует санитарным требованиям.

    - В Федеральном законе "О розничных рынках" четко прописаны требования, предъявляемые к организации розничной торговли, в том числе и к местам придорожного сервиса, а именно так называются все кафе, АЗС, торговые павильоны, магазины, гостиницы, кемпинги, расположенные вдоль автодорог, - говорит пресс-секретарь министерства экономики Ростовской области Любовь Солодовник. - В настоящее время эти объекты приобретают цивилизованные формы, благоустраиваются и приводятся в соответствие с требованиями федерального и областного законодательства.

    На территории Ростовской области вдоль федеральной трассы М-4 "Дон" и автодорог областного значения на законных основаниях действует более 350 мест придорожного сервиса. Их главное отличие от несанкционированных рынков - наличие дорожных знаков, ограничивающих скорость движения, дополнительная полоса дороги для съезда-выезда, удаленная на 20-30 метров от трассы асфальтированная площадка для остановки транзитных машин, электрифицированные торговые павильоны, освещение для темного времени суток.

    Проехав пару десятков километров от Ростова в сторону Москвы, можно убедиться, что "процесс пошел": старые наспех сколоченные будки постепенно демонтируются, и их заменяют современные павильоны из металлопластика. К торговым точкам подводят воду и газ, оборудуются удобные места для парковки автотранспорта.

    - Последний срок для демонтажа самодеятельного рынка был в январе этого года, но строительство нового комплекса еще не окончено, - рассказывает главный специалист управления потребительского рынка министерства экономики области Елена Катрецкая. - Павильоны построены коммерческой структурой при финансовом участии торгующих здесь местных жителей. Тем не менее, недочетов еще много. Видите, над прилавком висит вяленая рыба? Она должна храниться в холодильнике, а не жариться под лучами солнца и попадать в выхлопы проезжающих автомашин, где содержится почти вся таблица Менделеева. Для реализации тех же арбузов, которые продаются по всем трассам, есть четкие санитарные требования. Арбузы должны храниться не ниже чем в 50 сантиметрах от земли на металлической сетке.

    Впрочем, продавцов, да и самих проезжающих эти санитарно-эпидемиологические тонкости не волнуют. Загорелый водитель-дальнобойщик, не обращая внимания на свалку мусора в метре от выложенного товара, выбирает среди арбузов наиболее спелый. Семья курортников, возвращающихся с юга в центральную Россию, щупает вязанки сушеной чехони и вяленых лещей. Который по счету покупатель бесцеремонно трогает руками сочащуюся жиром рыбу - неизвестно, но продавцов, похоже, это не смущает.

    Образцом для будущих придорожных мини-рынков мог бы стать так торговый комплекс на 1005 километре - современные павильоны, наличие воды, света и канализации, парковка - но и тут подводит "человеческий фактор". Даже переселившись из деревянных будок в металлопластиковый модуль, продавцы норовят работать по старинке, разложив и развесив товар прямо перед глазами покупателя, то есть под палящее солнце, пыль и автомобильные выхлопы. На всякий случай эта витрина снабжается табличкой "С витрины не продается".

    - Все сделано правильно, но торговцы норовят ставить прилавки для выноса товара на улицу, а водители паркуются, чтобы совершить покупку, там, где нет знаков, ограничивающих скорость, причем делают это даже ночью, - резюмирует заместить начальника управления потребительского рынка товаров и услуг минэкономики Андрей Иванов. - Пешеходных переходов для тех, кто движется по другой стороне трассы, тоже нет. Некоторые точки, имеющие лицензию лишь на розничную торговлю, оказывают услуги пунктов общественного питания, хотя у них нет воды, канализации и так далее.

    Изживая самодеятельные рынки на федеральных и проселочных дорогах, власти должны помнить о том, что для жителей многих населенных пунктов торговля у трассы выращенными на своем участке овощами-фруктами - единственный источник дохода. Аренда современного павильона селянам не по карману.

    В поселке Рассвет Аксайского района, известном всем водителям разнообразием мучной выпечки, районные власти смогли и с трассы самодеятельных пирожниц убрать и не лишить людей заработка. Всех стоявших вдоль трассы кулинарок собрали в специально отстроенном бистро. И самим женщинам там легче торговать по летней жаре и зимней стуже и проверяющим органам проще стало контролировать качество их работы.

    В Дагестане стихийная придорожная торговля в основном сосредоточена на федеральных трассах. Сейчас в предлагаемом ассортименте в основном сельскохозяйственная продукция, нередко выращенная тут же, на расположенных вдоль трассы участках. Торговля идет круглосуточно - продавцы живут в своих магазинчиках, или, пока позволяет погода, в импровизированных шалашах.

    Сами автомобилисты не жалуются на торговцев, для них удобно, выезжая за город, или возвращаясь домой, совершать покупки на таких "авторынках". Особенно бойко торговля в летнее время шла в торговом ряду, расположившемся на федеральной трассе "Кавказ" возле поселка Манас. Неподалеку расположены все основные приморские зоны отдыха, и выезжающие на море предпочитали покупать продукты, напитки, пляжные аксессуары именно здесь.

    Комментарий

    Иса Султанов, руководитель группы по взаимодействию со СМИ управления ГИБДД по Республике Дагестан:

    - Люди, занимающиеся торговлей, практически живут на своем рабочем месте, их дети постоянно переходят дорогу, что создает аварийную ситуацию для автомобилистов. Все расположенные вдоль автотрасс стихийные рынки не соответствуют требованиям безопасности. Мы не раз обращались к главам администраций, чтобы они приняли меры, и определили другие места для торговли, подальше от автомобильной дороги. Мы понимаем, что для местных жителей это порой единственный источник дохода, но люди должны осознать, что ради заработка не стоит подвергать свою жизнь опасности. Но, к сожалению, проблема не решена до сих пор, а законных мер у ГИБДД, чтобы запретить придорожные рынки, нет.

    Но работники ДПС постоянно проводят профилактические мероприятия, и благодаря этому, нам удалось вытеснить торговцев хотя бы с обочины автотрасс на более безопасное расстояние.

    Поделиться