В понедельник в Нью-Йорк прибывает глава МИД России Сергей Лавров для участия в 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Нет сомнений в том, что эта сессия будет одной из самых трудных для российских дипломатов. Правда, заместитель министра иностранных дел РФ Александр Яковенко не согласился с предположением, что кто-то пытается оттеснить выступление Сергея Лаврова на "задворки" предстоящей общеполитической дискуссии в рамках 63-й сессии.
Российская газета: Согласно жребию в первый день общеполитической дискуссии в рамках сессии Генассамблеи ООН, то есть 23 сентября, выступят президенты США и Грузии. А вот выступление главы российской делегации министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова запланировано лишь на 27 сентября. Создается впечатление, что кто-то сознательно отодвигает позицию России "в хвост" общеполитической дискуссии.
Александр Яковенко: Прежде всего хочу подчеркнуть, что предположение о том, что кто-то отодвигает Россию "на задворки" общеполитической дискуссии, абсолютно не соответствует действительности. Порядок выступлений определяется тем, что вначале это право предоставляется главам государств, затем - главам правительств и только потом получают возможность выступить министры.
Очередность выступлений в каждой из этих категорий определяется возможностью удовлетворить те или иные пожелания, зафиксированные в национальных заявках. Кроме того, устоявшаяся практика заключается в том, что открывает общеполитическую дискуссию представитель Бразилии, которого сменяют на трибуне Генеральный секретарь ООН и представитель США как государства, на территории которого расположена штаб-квартира ООН. Все это говорит о том, что никакого "подвоха" в упомянутой вами очередности попросту не существует.
Время и день выступления российского министра мы определяли сами с учетом целого ряда обстоятельств.
РГ: Будет ли Россия в рамках этой сессии инициировать серьезный разговор о ситуации в Южной Осетии и Абхазии, а также об адекватности решений грузинского руководства?
Яковенко: На сессии любая делегация в ходе общих дебатов может поставить любой вопрос, хотя в повестке дня вопросов по Южной Осетии и Абхазии нет.
Вместе с тем, учитывая последние события, уверены, что тематика последствий грузинской агрессии против Южной Осетии и подготовки провалившейся аналогичной авантюры Тбилиси в отношении Абхазии будет в той или иной степени затрагиваться делегациями в ходе общеполитической дискуссии на 63-й сессии ГА ООН. Это естественно.
Уверен, что и министр иностранных дел России Сергей Лавров даст свое видение ситуации, которая сложилась после агрессии Грузии против Южной Осетии.
РГ: Могут ли США отказать в выдаче американской визы главе признанного государства, который хочет прибыть в Нью-Йорк на сессию Генассамблеи ООН?
Яковенко: На Соединенных Штатах лежит особая ответственность как на государстве пребывания ООН. Соответствующие обязательства закреплены в Соглашении между ООН и США относительно места расположения Центральных учреждений Объединенных Наций от 26 июня 1947 года. В нем, в частности, предусмотрено, что власти США не должны чинить препятствий проезду в штаб-квартиру ООН лиц, участвующих в мероприятиях Организации, включая представителей государств-членов, сотрудников ООН, а также журналистов, представителей неправительственных организаций и других лиц, приглашенных самой Организацией. Законодательство США о въезде иностранцев должно применяться без ущерба для этих положений, которые действуют независимо от политических отношений между Штатами и соответствующими государствами.
К сожалению, на практике приходится сталкиваться с "творческим" толкованием этих принципов американской стороной. Еще в 1980-х годах Вашингтон препятствовал учреждению при ООН представительства Организации освобождения Палестины. В последние годы известны попытки отказа в выдаче виз руководителям некоторых стран, отношения которых с США не назовешь идеальными.
Что касается возможного участия в сессии Генассамблеи руководителей Абхазии и Южной Осетии, то эти государства пока не являются членами ООН. В этих условиях прибыть туда они могли бы лишь по приглашению отдельных государств для участия в конкретных мероприятиях, проводимых в ООН. Например, в неформальных заседаниях СБ, в ходе которых рассматриваются вопросы, затрагивающие их интересы. Если такое приглашение последует, рассчитываем на добросовестное выполнение Соединенными Штатами своих обязательств по Соглашению 1947 года. Во всяком случае, лидерам косовских албанцев, приглашавшимся в личном качестве на заседания Совета Безопасности и следовавшим по удостоверениям личности, выданным Миссией ООН в Косово, визы выдавались исправно.
Думаю, упомянутое неофициальное заседание Совбеза могло бы собраться в Женеве, раз США занимают такую неконструктивную позицию по Южной Осетии и Абхазии. Во всяком случае, в прошлом Совет Безопасности неоднократно собирался вне нью-йоркской штаб-квартиры. Видимо, пора возобновить эту практику.
РГ: На каких еще вопросах в рамках сессии Генассамблеи Россия собирается акцентировать внимание других государств?
Яковенко: Россия планирует продвигать на 63-й сессии Генассамблеи ООН три проекта резолюций, которые мы считаем важными с точки зрения обеспечения мира и безопасности и построения уважительных межгосударственных отношений, - "Меры транспарентности и укрепления доверия в космической деятельности", "Достижения в сфере информационных задач и телекоммуникаций в контексте международной безопасности", а также "Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости".
Помимо собственно заседаний Генассамблеи ООН сессия очень важна с точки зрения проведения двусторонних встреч. У Сергея Лаврова, к примеру, уже запланировано около 50 переговоров. А еще будет заседание ближневосточного "квартета", встречи в рамках БРИК и других многосторонних форматов.
РГ: Будет ли, по вашему мнению, на этой сессии продолжен разговор по реформе ООН?
Яковенко: Вопрос реформы ООН и ее Совета Безопасности фигурирует в повестке дня Генеральной Ассамблеи уже не первый год. С момента "Саммита-2005" на этом пути достигнут определенный прогресс. В частности, созданы Комиссия по миростроительству и Совет по правам человека, одобрена Глобальная контртеррористическая стратегия ООН. Приняты решения по оживлению деятельности Генеральной Ассамблеи, идет работа по реформе административного управления Организации.
Однако сделать остается еще немало, и в первую очередь это касается поиска широкого согласия по параметрам расширения Совета Безопасности. Предлагаемые модели реформирования этого органа пока не пользуются преобладающей поддержкой государств-членов ООН. В таких условиях можно было бы предметно рассмотреть потенциальные возможности, которые заложены в так называемом промежуточном решении, предполагающем увеличение численного состава СБ только в категории непостоянных членов с удлиненным сроком пребывания в Совете и возможностью немедленного переизбрания (т.е. создается категория т.н. полупостоянных членов).
Полагаем, что такая схема или ее вариации могли бы оказаться полезными в интересах согласования компромиссной формулы реформы Совета. Хотели бы надеяться, что соответствующие межправительственные переговоры, которые должны начаться не позднее 28 февраля следующего года, позволят приблизиться к нахождению взаимоприемлемых развязок по этому важному для всего мирового сообщества вопросу.