Налоговый кодекс позволяет фирмам списывать расходы на ремонт арендованного имущества, если договором не предусмотрено возмещение подобных затрат другой стороной. Однако совсем недавно специалисты минфина решили, что сделать это можно лишь в том случае, когда арендодателем выступает юрлицо. По мнению экспертов, позиция чиновников далеко не бесспорна.
Согласно статье 260 Налогового кодекса затраты на ремонт основных средств уменьшают базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов. Данным порядком фирмы вправе воспользоваться также в отношении арендованного имущества, если оно признается амортизируемым и затраты на его "облагораживание" собственник своим жильцам не возмещает (п. 2 ст. 260 НК). Однако, по мнению минфина, арендуя помещение у индивидуального предпринимателя, компания должна ремонтировать его за счет чистой прибыли даже в том случае, если ПБОЮЛ данные расходы не компенсирует. К такому выводу финансисты пришли в письме от 12 августа 2008 г. N 03-03-06/1/462. Свою позицию они обосновали тем, что плательщиками налога на прибыль признаются исключительно организации. Индивидуальные предприниматели к таковым не относятся, поскольку ведут хозяйственную деятельность без образования юридического лица. Следовательно, их имущество по тем правилам, которые установлены в статье 256 Налогового кодекса, нельзя признать амортизируемым. Аналогичную точку зрения минфин ранее высказывал и в отношении имущества, арендованного у простых граждан (письмо от 16 апреля 2007 г. N 03-03-06/1/240). Но если с тем фактом, что недвижимость физлиц не амортизируется, поспорить сложно, то в том, что касается ПБОЮЛ, не все так однозначно.
Порядок учета доходов, расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утвержден приказом минфина и МНС от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430. Целых три раздела данного документа посвящены амортизируемому имуществу ПБОЮЛ и порядку начисления амортизации. Как отмечает руководитель отдела "Налог на прибыль" компании "Бератор" Людмила Буданова, к амортизируемому основному средству ПБОЮЛ предъявляется ряд требований. Для начала, срок полезного использования объекта должен составлять более 12 месяцев, а первоначальная стоимость - превышать 10 000 рублей. Кроме того, обязательными условиями являются использование имущества в предпринимательской деятельности и возможность документально подтвердить затраты на его приобретение, сооружение или изготовление.
"Иными словами, - поясняет Буданова, - ПБОЮЛ не вправе начислять амортизацию по объектам, которые получены им в наследство, в порядке дарения и т. п., вне зависимости от того, использует он их в предпринимательской деятельности или нет. И наоборот - не подлежит амортизации личное имущество, даже если фактические расходы на его покупку могут быть подтверждены. Конечно, есть еще ряд небольших ограничений, но сдача помещений в аренду к ним не относится", - добавляет эксперт.
С подтверждением расходов на приобретение имущества все более или менее понятно - оно либо есть, либо его нет. Если с платежными документами все в порядке, то остается разобраться, какой статус имеет недвижимость, которую коммерсант сдает в аренду: "личный" или "предпринимательский"?
Нет никакой проблемы, если в свидетельстве о госрегистрации индивидуального предпринимателя упомянут такой вид деятельности, как сдача внаем помещений, принадлежащих ему на праве собственности. Налоговики признают, что в данном случае у ПБОЮЛ возникает право поставить переданную в аренду недвижимость на учет в качестве амортизируемого имущества начиная с месяца, в котором она сдана (письмо ФНС от 24 апреля 2006 г. N 04-2-02/333).
Отсутствие же подобной записи в едином государственном регистре (ЕГРИП), отмечает эксперт Первого дома консалтинга "Что делать Консалт" Валерий Бахтин, безусловно, может создать спорную ситуацию в вопросе налогообложения арендодателя. Но, добавляет он, по данной проблеме есть положительная арбитражная практика. "В частности, - приводит пример эксперт, - ФАС Дальневосточного округа в своем постановлении от 28 июня 2006 г. по делу N Ф03-А59/06-2/1674 указал, что оказание услуг по аренде является предпринимательской деятельностью, и отсутствие упоминания о нем в свидетельстве о регистрации, а также в ЕГРИП, не влечет признания такой деятельности непредпринимательской".
К слову сказать, финансисты готовы вспомнить о том, что ПБОЮЛ могут списывать стоимость объектов путем амортизации, но, видимо, только если это выгодно... бюджету. Например, в письме от 18 августа 2008 г. N 03-04-05-01/303 представители минфина отказали индивидуальному предпринимателю в праве на имущественный вычет, когда он решил продать здание, ранее задействованное в бизнесе. На такой вывод финансовых работников сподвиг как раз тот факт, что данный объект относится к основным средствам, на которые предусмотрено начисление амортизации. Дескать, амортизационные платежи предприниматели учитывают в составе профессионального вычета по НДФЛ. В свою очередь повторного уменьшения налоговой базы при реализации подобного имущества, указали чиновники, Налоговый кодекс не предусматривает.