Фестиваль "Новая драма" завершился церемонией закрытия, которая прошла в театре "Практика" по-домашнему дружественно, весело и главное - коротко, являя собой полную противоположность подобным церемониям в большом театре.
Никаких вручантов, музыкальных номеров и длинных речей. Вместо ведущих - два компьютерных "террориста" (драматурги Герман Греков и Вячеслав Дурненков), которые, сидя в радиорубке, комментировали все происходящее. Драматург Елена Гремина, нервно оглядываясь на экраны за спиной, где то и дело появлялись убийственно смешные реплики, говорила, что, несмотря на ощущение "гетто", в котором находится "новая драма", именно на ее территории происходит сегодня соединение разных видов искусств, попытка соткать контекст актуального искусства.
В сущности, так оно и есть: на нынешнем фестивале как никогда раньше были слышны голоса кинокритиков и социологов, арт-кураторов и культурологов. Давно мне не доводилось видеть столь качественную и интенсивную попытку коллективной рефлексии.
Начавшись со спектакля польского режиссера Яна Клята "Трансфер", который посвящен перемещению во время войны польского и немецкого населения, "Новая драма" завершилась дискуссией "1968 - год революций и реакций" и спектаклем Александра Филиппенко "Демарш энтузиастов", в котором через тексты Бродского, Окуджавы, Высоцкого, Довлатова и Гавела проступают сложные очертания пражских событий и призрак так и не состоявшегося третьего пути - социализма с человеческим лицом.
История стала отправным пунктом и для многих текстов конкурсной программы. В пьесе "Экспонаты" Вячеслава Дурненкова речь идет о жителях маленького города Крапивна, который стали превращать в музей русского купеческого быта, а его жителей - в экспонаты. Анекдотичность завязки приводит к трагическим последствиям, а за ними читаются обстоятельства большой русской истории. Наталья Ворожбит посвятила "Зернохранилище", написанное по заказу Королевского Шекспировского театра, знаменитому "голодомору" начала 30-х годов.
Интерес документальной, социальной "новой драмы" стал явно сдвигаться в сторону "реализма", как назвал его сам Дурненков. А я бы сказала прагматичное - в сторону репертуарного театра, который вполне мог бы эти пьесы поставить. Они и вправду написаны с желанием создавать характеры, подробно творить и изменять атмосферу действия. Кстати, одна из дискуссий так и называлась: "Большому автору - большую сцену".
Несмотря на радостные уверения себя и друг друга, что "резервация" и "гетто" - это хорошо, некоторая обескураженность по поводу многолетнего отсутствия "новой драмы" в репертуаре больших театров была. Но она мгновенно улетучивалась, когда речь заходила о новом языке и театре, который порождают, например, пьесы странного философа из Белоруссии Павла Пряжко. Или когда зал восхищенно наблюдал за открытой репетицией пьесы Елены Исаевой "Подворотня", которую вел создатель студии SounDrama Владимир Панков. В течение часа, оттачивая до совершенства интонационный и жестуальный план, он добивался пронзительного звучания горькой, ностальгической пьесы Елены Исаевой. Или когда погружался в блистательные литературные шарады Александра Филиппенко, который без помощи всякого драматурга создал блистательный интеллектуальный монтаж текстов, воссоздающих проблему обретения и утраты иллюзий в августе 1968 года.
Каждое из этих событий, и прежде всего пьесы, требует внимательного исследования, их нужно читать и перечитывать, чтобы угадать за странными порой персонажами новое время и новый театральный язык. На сегодняшний день ясно, что такого желания у большого репертуарного театра нет. Судя по фестивальной афише, его нет и у столицы. Большинство спектаклей привезены из провинции. Омск, Глазово, Новый Уренгой, Кемерово, Екатеринбург, Питер - вот подлинная география "новой драмы". Ее авторы происходят оттуда - из этих дальних уголков нашего отечества, там же их могут расслышать и воплотить на сцене. Но если все же кто-то из московских снобов заинтересуется этими текстами, их можно прочесть на сайте фестиваля "Новая драма" www.newdramafest.ru.
Очевидно, что жюри было не просто выбирать лучшее из этих разных текстов. Тем более что и сами они - слишком разные: Любовь Аркус, главный редактор журнала "Сеанс" (они, кстати, издали сборник лучших пьес "новой драмы" за все годы ее существования), Татьяна Друбич, Павел Лунгин, Сергей Сельянов, Кама Гинкас, Екатерина Деготь, Алексей Дьячков и Алвис Херманис.
Кстати, последний сопроводил свой восторг по поводу пьесы "За линией" Ярославы Пулинович (Екатеринбург), отмеченной Спецпризом, такой формулировкой: "Трехмерная объемность поэтических образов". Возможно, для юного автора это станет настоящим шансом поставить пьесу в настоящем театре. Стоит еще раз напомнить о ее лауреатах - "Соколы" Валерия Печейкина (первая премия), "Экспонаты" Вячеслава Дурненкова (вторая премия) и Гран-при - "Титий Безупречный" Максима Курочкина.
"Новая драма" завершилась, но по-прежнему трудно делать прогнозы на будущее, несмотря на барометры, врученные лауреатам в качестве приза. Она вся еще в становлении, в волнующем и нервном процессе взросления. Но, кажется, ее переломный год, год совершеннолетия она пережила.