02.10.2008 04:00
    Поделиться

    Дмитрий Медведев: Сегодня нет предпосылок для возникновения "холодной войны"

    Трудности перевода не помешали переговорам Дмитрия Медведева с премьер-министром Испании

    Вчера президент Дмитрий Медведев всерьез задумался о необходимости изучения испанского языка. Знакомство с премьер-министром Испании Хосе Луисом Родригесом Сапатеро омрачил языковой барьер, который поставил между лидерами переводчик.

    У руководства России и Испании давно сложились доверительные отношения. Может быть, голос Мадрида в жизни Евросоюза не столь весомый, как у того же Берлина или Парижа, однако понимания в российско-испанском диалоге всегда было больше. Король Испании Хуан Карлос I, например, регулярно приезжает в Россию, где его не просто с уважением принимают на самом высоком уровне - испанский монарх с удовольствием выезжает на охоту в российскую глубинку.

    С королем Дмитрий Медведев уже имел возможность познакомиться лично, когда в июне Хуан Карлос совершал очередной визит в Россию. Теперь же пришла очередь налаживать отношения с премьер-министром Испании, который на деле управляет всей текущей жизнью страны и представляет ее на международной арене.

    "Есть глубокое убеждение, что у нас будут хорошие отношения", - заключил поначалу Хосе Луис Родригес Сапатеро, выйдя с переговоров с российским лидером. Правда, про двусторонние отношения испанский премьер говорил предельно коротко, словно говорить тут было не о чем.

    Даже когда российские журналисты специально еще раз попросили Родригеса Сапатеро поделиться своим видением развития сотрудничества, премьер-министр попытался уложиться в несколько слов.

    - Действительно, отношения очень хорошие, - повторил он.

    - И?.. - улыбнувшись, попытался разговорить гостя Дмитрий Медведев.

    - Очень хорошие, - уточнил Родригес Сапатеро.

    Раскрывать тему пришлось самому российскому лидеру. "Это многосторонние, многоплановые и очень развитые контакты во всех сферах, - заявил Медведев. - Что касается их улучшения, всегда есть возможность что-то улучшить. Нет пределов совершенству".

    В прошлом году товарооборот между странами составил 7,5 миллиарда долларов, а в текущем демонстрирует хороший рост. По итогам первого полугодия он увеличился на 90 процентов к аналогичному показателю 2007 года. Дмитрий Медведев отметил и неплохой объем испанских капиталовложений в российскую экономику, которые превысили 800 миллионов долларов. Хотя российский лидер хотел бы видеть большие результаты.

    Естественно, президент и премьер не могли пройти мимо текущей финансовой ситуации во всем мире. Нынешнее положение дел, по словам Дмитрия Медведева, "показало неспособность существующего международного экономического порядка реагировать на такие угрозы".

    - Следовательно, настало время его реформировать, - уверен он.

    У премьера Родригеса Сапатеро мнение по этому вопросу оказалось не таким конкретным. Он лишь подчеркнул, что для преодоления мирового финансового кризиса впереди предстоит еще немало встреч, в том числе на уровне Евросоюза.

    Возможно, премьер-министр действительно говорил что-то обстоятельное, но оценить это могли только представители испанских средств массовой информации. Переводчик с испанской стороны хорошо понимал своего премьера, но перевести его на сколько-нибудь понятный русский язык практически не мог.

    Дело дошло до того, что Дмитрий Медведев даже лично попросил говорить четче и громче, но эта просьба осталась без удовлетворения. Российский лидер, как мог, пытался вникнуть в перевод вопросов испанских журналистов, но понимал лишь отрывки.

    Между тем испанская пресса волновалась по двум поводам. Во-первых, может ли мир вернуться к состоянию "холодной войны" в случае победы на выборах президента США кандидата от республиканцев Джона Маккейна? А во-вторых, выведет ли Россия в срок своих военных с территории Грузии, как это предполагает план Медведева-Саркози?

    "Я не считаю, что в настоящий момент имеются предпосылки для возникновения "холодной войны", - успокоил Дмитрий Медведев. - "Холодная война" основывалась на идеологических разногласиях между Советским Союзом и странами социалистического блока с одной стороны и НАТО - с другой. У нас сегодня нет таких идеологических разногласий, вокруг которых могла бы начаться холодная или какая-то иная война".

    В то же время обычное ухудшение международной обстановки вполне возможно. Тем более что страны НАТО уже сделали несколько шагов в этом направлении, свернув ряд партнерских программ с Россией. Но российский лидер из-за этого не сильно переживает - в конце концов, партнерство с Россией в большей степени необходимо НАТО.

    "Всякого рода ограничительные меры, как правило, заканчиваются восстановлением сотрудничества в полном объеме, - заметил Медведев. - Поживем - увидим".

    При этом президент России уверен, что совершенно нет никакой разницы, кто выиграет президентские выборы в США. Он даже указал, чем лучше бы новому президенту для начала заняться - экономикой собственной страны. "Полемизировать по международным вопросам, конечно, гораздо проще, чем принимать серьезные экономические решения", - заметил российский лидер.

    За обязательства России в рамках принципов Медведева-Саркози по урегулированию конфликта на Кавказе Запад, по мнению Медведева, тоже беспокоиться не должен. "Россия все из того, что мы наметили, выполнила, - заявил Дмитрий Медведев. - Что касается последней фазы, мы все сделаем в срок". То есть 10 октября российские военные покинут Грузию.

    "Следующий президент США, кто бы он ни был, должен поддерживать хорошие отношения с Россией, - подтвердил премьер Испании. - Может быть, напрямую, может быть, через Евросоюз".

    - А мы в следующий раз постараемся выучить испанский язык, - не удержался от иронии президент Медведев, когда очередной ответ испанского премьера был исковеркан переводчиком.

    Но в итоге осталось непонятным, как при таком переводе российский президент и испанский премьер проводили двусторонние переговоры и правильно ли они поняли друг друга.

     

    Поделиться