07.10.2008 03:38
    Поделиться

    Артисты Челябинского оперного театра отправляют в отставку свое руководство

    Артисты выразили недоверие руководству театра

    В открытом письме, адресованном правительству области, танцовщики Челябинского театра оперы и балета требуют увольнения своего художественного руководителя Константина Уральского.

    Уже третий год подряд сезон в театре оперы и балета начинается с протеста артистов. Это уже не событие, а традиция. Однако нынче творческий кризис оперного достиг кульминации.

    Громкое отстранение от работы постановщика оперы "Демон" Алексея Степанюка ("РГ" писала об этом в материалах "Изгнание "Демона" и "Закулисный компромисс" от 17 и 18 сентября) обернулось народными волнениями в балетной труппе. Оперный режиссер, оказалось, спровоцировал танцовщиков: все началось как раз с претензий Степанюка к Константину Уральскому, ставившему для "Демона" несколько пластических этюдов. И вот теперь балетные танцовщики написали открытое письмо в местные СМИ и руководству области. В нем артисты детально описывают, как им живется при нынешнем руководстве в балетной труппе. "Нам постоянно хамят, с нами разговаривают на повышенных тонах, - пишут артисты, - наших предыдущих заслуг, наград и успехов Уральский не хочет признавать. В микрофон выкрикиваются оскорбительные высказывания".

    Чувствительная актерская душа болезненно переживает каждое резкое слово худрука. Но если грубость и хамство постановщика еще можно списать на его творческий метод, то финансовые неурядицы в театре оправдать нечем. Танцовщикам и оркестрантам третий месяц недоплачивают зарплату, не выдают "квартирные" - компенсацию за найм жилья.

    В результате оркестр снова, как несколько лет назад, решился на тихую забастовку. Музыканты договорились приходить на работу и отсиживать положенные рабочие часы в оркестровой яме, не прикасаясь к смычкам и клавишам. Оркестр планировал молчать до тех пор, пока музыкантам не выплатят зарплату до последней копейки. Руководство театра вовремя узнало о готовящейся забастовке и, дабы не оскандалиться в очередной раз, рассчиталось с музыкантами.

    С балетом не рассчитались. Поэтому артисты решили расквитаться с руководством родного театра. Десять танцовщиков, из них трое - ведущие солисты - уволились и уехали в Воронежский оперный театр. Под открытым письмом на вечер пятницы стояло 98 подписей: артистов балета поддержали оркестранты, монтажеры, осветители и даже технический персонал.

    - Мы пытались решить проблему мирным путем, - говорит Елена Цуканова, председатель профкома оперного театра. - Но художественный руководитель театра Денис Северинов посоветовал нам еще раз поговорить с балетмейстером, уверял нас, что мы сработаемся. Но никто из танцовщиков не хочет идти к Уральскому: как можно разговаривать с человеком, который вас все время оскорбляет?!

    Танцовщики в своем открытом письме потребовали увольнения главного балетмейстера Константина Уральского. В противном случае труппа объявляет о недоверии уже худруку театра. Такого, чтобы солисты и кордебалет обвинили в профнепригодности своего непосредственного руководителя, в челябинских театрах еще не было. Может статься, что министерству культуры области придется признать приглашение балетмейстера еще одной трагической ошибкой, как в случае с пресловутым худруком театра драмы Владимиром Гурфинкелем.

    Действительно ли платье балерины стоит 25 тысяч рублей, ревизоры министерства культуры не проверяют

    Есть у артистов вопросы и к самому министерству культуры. В театре прекрасно понимают, что, если труппе и оркестру не выплачивают зарплату в полном объеме, если периодически отключают за неуплату телефон и Интернет, значит, в театре нет денег. При этом руководство театра приглашает на постановку зарубежных художников, на гонорары, переезд и содержание которых будут тратиться огромные деньги. По театру, естественно, поползли нехорошие слухи: бюджетные средства тратятся не совсем по назначению.

    Но у ревизорской службы министерства культуры, которая проверяет все финансовые траты театра, нет возможности (или желания?) проследить, насколько честно работает руководство театра.

    - Театр предоставляет нам смету своих расходов при постановке спектакля, - говорит Людмила Попова, начальник ревизорской службы министерства культуры Челябинской области. - Суммы, указанные в статьях сметы: расходы на гонорары, на пошив костюмов, на изготовление декораций, - мы берем на веру. Никаких жестких тарифов здесь нет. Если платье балерины стоит 25 тысяч, значит, столько оно и стоит. Конечно, мы можем проверить его крой, чтобы убедиться в его высокой стоимости...

    Получается, что министерство культуры следит только за освоением бюджетных денег. Каким образом перераспределяются деньги внутри театра, ревизоры проверить не могут.

    В этом году из бюджета области в оперный театр направлено 87 миллионов рублей (для сравнения: академический театр драмы им. Наума Орлова получил только 39 миллионов). Министерские ревизоры следят, чтобы из этой суммы не менее 25 миллионов театр выдал своим сотрудникам в виде зарплаты. Чтобы не меньше 12 миллионов рублей театр потратил на коммунальные платежи. Кстати, по сметам министерства, на канцелярские нужды театра запланировано более миллиона рублей.

    Может оказаться, что вслед за недоверием балетмейстеру, артисты объявят о недоверии службе, проверяющей финансовую деятельность театра.

    Мнение

    Алексей Бетехтин, заместитель министра культуры Челябинской области:

    - Открытое письмо артистов никак не могу прокомментировать, потому что я его еще не видел. Что касается хозяйственной и финансовой деятельности театра, то ее контролирует не только ревизорская служба при министерстве культуры, но и счетная палата области. Если в театре отключают телефон, если есть финансовые проблемы, - в этом виновато руководства театра: нужно уметь планировать денежные траты.

    В этом году на постановочные расходы оперный театр получил порядка 15 миллионов рублей. Из этих средств оплачивается труд приглашенных специалистов и подготовка материальной части спектаклей. Правда, каким образом эти деньги распределяются внутри театра, какая из премьер требует больших затрат, какая - меньших, решает сам театр. Министерство не вмешивается в его творческие планы.

    Поделиться