07.10.2008 03:58
    Поделиться

    Жительница Челябинска обратилась в суд с требованием прописать ее в дачном домике

    Вчера Советский районный суд отложил рассмотрение иска Ирины Каневской до того времени, пока не будут готовы результаты специальной строительной экспертизы. Но каким бы ни был вердикт Фемиды, желание законно зарегистрироваться в садовом кооперативе обойдется истице в сумму более 20 тысяч рублей.

    Тихие сотки

    У желания Ирины зарегистрироваться на дачном участке предыстория длиной в 12 лет. В 1996 году при кесаревом сечении ее новорожденный сын получил тяжелейшие родовые травмы. В итоге мальчик остался глухонемым инвалидом с детским церебральным параличом. Так и получилось, что в семье растут абсолютно здоровая дочка и "тяжелейший" сын.

    Когда Егор в три года начал выходить во двор гулять, он столкнулся с озлобленностью сверстников, а сама Ирина - с нежеланием других мам объяснять своим чадам, как нужно себя вести. Мальчик отказывался выходить на улицу, метался в четырех стенах. Все чаще семья стала оставаться на ночь на даче в садовом товариществе "Медик". Только в природной тишине ребенок чувствовал себя спокойно. В саду, где Ирина с мужем на четырех сотках развели кур и кроликов, у Егора прекратились приступы.

    Пять лет назад семья перебралась на дачу на постоянное место жительства. В доме без отопления сделали теплые полы. Три комнаты обогревает печка, электричество круглый год, вода из скважины. Семья вполне довольна такой жизнью.

    В случае обычных для детей простуд в больницу Егора возили на машине - благо оба родителя легко управляются с авто. Однако этой весной 12-летний мальчик попал в больницу с острой аллергической реакцией на одно из лекарств. Учитывая сложное психическое состояние ребенка, его не стали долго держать в стационаре, отпустили домой с условием, что он будет находиться под наблюдением участкового педиатра. Однако в поликлинике отказались приезжать к мальчику, поскольку он не зарегистрирован на даче, где постоянно проживает вот уже пятый год.

    - Мы пытались звонить в детскую неотложку с просьбой приехать посмотреть ребенка,-вспоминает Ирина Каневская. - Но нам ответили, что в этом случае надо обращаться к педиатрам. Спасибо нашему участковому педиатру, наблюдавшему Егора в городе. Сказала, хоть на машине его ко мне привозите, в таком сложном случае без наблюдения врача нельзя.

    Верните право

    Памятуя об апрельском решении Конституционного суда РФ, разрешившего прописку на даче, Ирина попыталась оформить садовый домик как жилой дом. Однако в регистрационной палате ей объяснили, что могут сделать это лишь с санкции городской администрации, и посоветовали обращаться туда. Женщина направила письмо на имя первого заместителя главы Челябинска Сергея Давыдова, в котором, объяснив ситуацию со своим сыном, просила помочь в признании ее дома пригодным для проживания.

    По закону садовый дом - не жилое помещение, а специальных санитарных норм на дачные строения не существует

    Из мэрии пришел ответ, что, согласно жилищному законодательству, субъекты РФ могут определять порядок признания жилых строений на садовых участках пригодными для проживания. Но в Челябинской области нормативный акт, регулирующий этот вопрос, не принят. В связи с чем Ирине вежливо посоветовали обращаться в суд.

    Последовав совету, женщина оформила иск, призвав в качестве ответчика администрацию Челябинска. В своем исковом заявлении Ирина просила признать ее право на регистрацию по месту жительства в жилом доме, пригодном для постоянного проживания.

    Справка за справкой

    Чтобы доказать пресловутую "пригодность" для постоянного проживания, семье пришлось оплатить оформление техпаспорта в БТИ и строительную экспертизу, которая подтвердила устойчивость и надежность конструкций дома. Обе справки обошлись Ирине почти в шесть тысяч рублей.

    Судья также затребовала документ из Центра гигиены и эпидемиологии в Челябинской области, специалисты которого должны были подтвердить соответствие дачи санитарным нормам и правилам. Однако пришел отказ, поскольку садовый дом - не жилое помещение, а специальных санитарных норм на дачные строения не существует.

    Ведущий специалист правового управления городской администрации Данила Антонов, выступавший представителем ответчика, бодро сообщил в процессе, что Ирина попросту неверно составила обращение в администрацию. Ей нужно было в порядке общей статьи 23 Жилищного кодекса собрать документы и написать заявление в мэрию с просьбой перевести садовый домик в разряд жилого помещения. Однако в беседе с корреспондентом "РГ" он честно признался, что комиссия соберется, рассмотрит документы, но вполне вероятно, что в смене статуса дома будет отказано, поскольку этот самый Жилищный кодекс не предусматривает специальных норм для садовых домиков. Ответ будет тот же, который однажды уже получила Ирина: обращайтесь в суд.

    - Я направила заявление в администрацию в мае этого года, - возмущенно говорит Ирина. - С тех пор прошло уже четыре месяца, а никто так и не пошевелился проработать хоть какие-то нормативные акты.

    Судья, которой досталось беспрецедентное дело, увидела лишь один путь разрешить возникшую коллизию - провести еще одну строительную экспертизу. Как значится в решении Конституционного суда РФ, на который ссылается служитель Фемиды, экспертиза должна установить, что дом Ирины пригоден для постоянного проживания, построен с соблюдением всех строительных норм и правил. И все бы ничего, только вот стоимость этой экспертизы минимум 17 тысяч (!) рублей. А без нее установить пригодность дома для постоянного проживания нельзя. Ирина обреченно согласилась на дорогостоящие исследования, ведь речь идет о медицинском обслуживании ее ребенка. Рассмотрение дела отложено до получения результата экспертизы.

    Комментарий

    Андрей Семенов, старший инспектор отделения отдела обеспечения паспортной и регистрационной работы УФМС области:

    - В Челябинской области желающих прописаться в садовом домике пока немного. Лишь несколько человек обратились к нам с подобной просьбой, и каждому мы объяснили порядок действий. Во все территориальные отделы направлено указание регистрировать южноуральцев на дачах в том случае, если комиссия при администрации муниципалитета вынесет заключение о признании дачного домика пригодным для постоянного проживания. Или же аналогичное решение вынесет суд. Как только такой документ будет на руках, человек, не забыв прихватить документ, подтверждающий право собственности на садовую землю, может смело идти с ним в миграционный отдел по месту жительства, где его без проблем зарегистрируют.

    Конечно, сложившейся практики пока нет. В области еще не приняты нормативные акты, регулирующие этот вопрос, и гражданам приходится действовать через суд. Вопрос создания удобной схемы признания дачных домиков пригодными для постоянного проживания требует трехстороннего обсуждения: на уровне миграционной службы, муниципалитетов и судебной системы.

    Поделиться