09.10.2008 03:02
    Поделиться

    Виктор Горбаенко: Некомплект почтальонов по Ростовской области составляет 2,8 процента

    На рынке доставки корреспонденции разгораются бои местного значения

    Почтовые услуги не только в Ростовской области, но и во многих регионах Юга России в последнее время стали привлекательными для альтернативных структур. О том, как государственное предприятие "Почта России" выживает в нынешних реалиях, о жесткой конкуренции на этом рынке и других проблемах своего филиала рассказал на деловом завтраке в Южном представительстве "РГ" директор управления Федеральной почтовой связи Ростовской области - филиала ФГУП "Почта России" Виктор Горбаенко.

    Российская газета: Виктор Николаевич, как вы себе представляете систему организации подписки в настоящее время? Оправдывают ли свое назначение альтернативные службы по доставке печатных изданий?

    Виктор Горбаенко: В Ростовской области появился десяток коммерческих структур, альтернативных "Почте России". Они буквально растаскивают почтовые услуги на мелкие части, не способствуя развитию государственного предприятия. Эта ситуация не может нас не беспокоить. Увы, в погоне за незначительным сокращением подписной стоимости и доставки дается зеленый свет коммерческим предприятиям, которые на самом деле снимают только сливки. У нас, к примеру, забрали доставку пенсий, что стало лакомым куском для альтернативных организаций. Отныне такой важный для многих людей вопрос, как доставка пенсий, зависит от добросовестности частных фирм, которые не несут ответственности, как государственные органы.

    Забирают у нас и львиную долю услуг по доставке периодической печати - но лишь в крупных населенных пунктах, где работать, несомненно, легче и прибыльнее. А вот в селах и хуторах, где за небольшие деньги нашим почтальонам приходится преодолевать по 10-15 километров, чтобы донести пару экземпляров газет и писем, по-прежнему работает только "Почта России". В других населенных пунктах, получается, по одному и тому же маршруту ходят два человека: наш почтальон и его коллега из коммерческой структуры. Насколько это целесообразно?

    Еще замечу, что наши конкуренты, как правило, не создают новые рабочие места, а только "вымывают" их из федеральной структуры, отрицательно влияя на авторитет работников федеральной почты.

    РГ: Получается, что вы - противник конкуренции на рынке почтовых услуг?

    Горбаенко: Я являюсь противником недобросовестной конкуренции. Пусть частники вместо меня в станице Обливской, скажем, поработают! Альтернативные организации, на мой взгляд, обесценивают понятие государственности почты. Напомню, что именно "Почта России" - представитель Всемирного почтового союза, и мы можем отправить любую посылку или письмо в любую страну мира. Как известно, Интернет является всемирной паутиной, мы же, образно говоря, всемирная проторенная дорога. Иными словами, мы от имени государства осуществляем конституционное право всех жителей страны на информационное обеспечение. Об этом не один раз был разговор и на Совете Федерации и в Государственной Думе РФ.

    РГ: Сколько же таких ваших "помощников" в Ростовской области?

    Горбаенко: Всего 13 организаций, и число их продолжает расти. Хотя в Таганроге, например, альтернативное предприятие не выдержало конкуренции с нами и кануло в Лету. Некоторые наши "коллеги" организовываются, берутся за дело, но потом его бросают. В вопросах доставки больше порядка у нас. Только мы обслуживаем воинские части, ветеранов войны. Разносим письменную корреспонденцию - это социальная услуга, которая не приносит никакой прибыли и является убыточной даже для нас. Вообще, более половины услуг, которые предоставляет почта, убыточны. Но социальные приоритеты и выполнение государственной задачи - наш долг.

    РГ: "Почта России" по-прежнему остается основным оператором?

    Горбаенко: Так оно и есть. Но мы терпим определенные убытки. К тому же понятие информационной безопасности еще никто не отменял. Я подконтрольный чиновник и всегда отвечу за распространение продукции. А вот если, к примеру, кому-то понадобится запустить компромат или листовки с непроверенной негативной информацией? А сколько другой ненужной макулатуры? "Альтернативщики" ее понесут и уже несут, - лишь бы платили. К нам поступает немало жалоб от людей, в чьи почтовые ящики попадает всякая "желтая" пресса. Население не разбирается во всех тонкостях доставки и считает, что этим занимается "Почта России".

    РГ: Но не секрет, что услуги почты год от года дорожают. Как формируется тарифная политика на почтовые услуги?

    Горбаенко: Стоимость доставки формируется из расчета веса почтового отправления. Повышение цены произошло на 10 процентов - это закономерный процесс в ситуации, когда подорожало топливо, транспортные услуги и надо повышать работникам заработную плату.

    РГ: Еще недавно работа почтовых отделений вызывала у населения нарекания из-за больших очередей, неудобного режима работы. Что изменилось, какие приняты меры для повышения качества обслуживания?

    Горбаенко: Наш филиал "Почты России" предоставляет 86 видов услуг - начиная от приема коммунальных платежей и заканчивая электронными переводами в режиме он-лайн с использованием автоматизированной системы. Сегодня клиент захочет отправить перевод, скажем, в Никарагуа или в Венесуэлу - и через пару часов ваш адресат получит деньги. С гордостью скажу, что операционный зал ростовского почтамта считается лучшим в России. Сейчас большую часть платежей можно осуществлять с помощью почтово-кассовых терминалов нового поколения, которыми мы оснастили многие отделения. Конечно, они помогли в борьбе с очередями. Многие предприятия связи, особенно в городах, работают теперь по 12 часов, приобретаются компьютеры, увеличивается число операционных окон. За последние два года на 30 процентов обновили автомобильный парк. Приобретаем новую технику и документацию.

    Но техника техникой, а главная проблема - люди.

    На ставку почтальона в 4700 рублей желающих находится немного. А в сельской местности почтальоны получают даже по 900 рублей, имея неполный рабочий день (как раз-таки следствие деятельности альтернативных структур). Нас беспокоит текучесть кадров, особенно в крупных городах, в связи с отставанием зарплаты работников филиала от средней зарплаты по региону в целом - 64,4 процента. Сегодня у нас некомплект почтальонов по Ростовской области составляет 2,8 процента. Если, к примеру, в отдаленной станице заболеет наш сотрудник, то мы порой оперативно заменить его не можем.

    РГ: За счет чего же вы привлекаете людей на малооплачиваемые места?

    Горбаенко: Мы вынуждены вводить свои методы оплаты труда, вплоть до сдельной. Хотя федеральный центр хотел бы видеть единую форму оплаты труда, но это сегодня себя не оправдывает. Обеспечиваем наших операторов обувью, обмундированием, сумками. Профсоюзная организация филиала считается одной из лучших в области. К примеру, в этом году 350 детей работников нашего филиала отдохнули на Черном море. Бесплатно обучаем сотрудников и еще выплачиваем им стипендии. Аванс и зарплату выдаем без задержек, все сотрудники имеют полный социальный пакет. Стараемся скрасить будни почтовиков, проводим спартакиады, участвуем и занимаем призовые места в авторалли.

    РГ: Ожидаете ли вы более системной помощи от государства?

    Горбаенко: Да, денег в нашем филиале, к сожалению, не хватает. Мы не имеем возможности отремонтировать и реконструировать многие наши почтовые отделения. Всего их 1117, и есть такие, в которые стыдно зайти. На приведение их в порядок требуется не один миллиард рублей. Осенью прошлого года "Почте России" было обещано выделить 220 миллиардов рублей. Эти деньги намечено направить и на повышение зарплат наших сотрудников, и на ремонт зданий почты. Но пока, увы, таких денег нет.

    РГ: Одно время тиражи большинства периодических изданий рухнули. Какую тенденцию вы наблюдаете в последнее время?

    Горбаенко: Сейчас объем подписных изданий растет. Так, рост тиража во втором полугодии составил от трех до шести процентов. Мы тоже заинтересованы в увеличении тиражей, в том числе и "Российской газеты". Активно проводим подписную кампанию и поощряем за хорошую работу наших сотрудников. И стараемся регулярно изучать читательский спрос в качестве маркетинговой помощи издателям.

    Поделиться