09.10.2008 03:47
    Поделиться

    На Сахалине поймали китайцев, которые незаконно выращивали "химическую" сою

    Незаконный бизнес граждан Китайской Народной Республики, организованный в Южно-Сахалинске, прекратили сотрудники сахалинской милиции. В двух нелегальных цехах выходцы из Поднебесной организовали промышленное производство популярного восточного салата.

    Чтобы ускорить рост сои, которая является основой блюда, китайцы поливали ее химикатами неизвестного происхождения. Сейчас эксперты выясняют, что это за вещество.

    О том, как была пресечена деятельность преступной группы, "Российской газете" рассказывает Аурел Чебану, исполняющий обязанности начальника управления по налоговым преступлениям УВД по Сахалинской области.

    Аурел Чебану:  Мы получили оперативную информацию о том, что несколько китайских граждан совместно занимаются коммерцией, не будучи зарегистрированы в налоговых органах. В этом случае речь идет о целом букете преступлений - незаконное предпринимательство, совершенное в группе, легализация доходов.

    В дальнейшем мы выяснили, что ко всему прочему китайцы находятся на территории России без всяких разрешений.

    Мы задержали четверых граждан КНР, прекратили работу двух цехов. Как выяснилось, своим салатом они снабжали львиную долю продовольственных магазинов областного центра. Сейчас мы подсчитываем, какой ущерб они нанесли российскому государству. Думаю, что сумма будет более чем внушительной, потому что, судя по всему, действовало это производство годами. Участникам преступной группы грозит лишение свободы на срок до пяти лет. Доходы, которые они получили незаконным путем, должны поступить в государственную казну.

    Российская газета:  Аурел Павлович, в каких направлениях сейчас работает управление по борьбе с налоговыми преступлениями?

    Чебану:  Основная наша забота - выявление преступлений, особенно тяжких, связанных с сокрытием доходов от налогообложения и нецелевым использованием средств бюджетных и внебюджетных фондов. Собственно говоря, в наших руках контроль за пополнением казны и ее расходованием.

    Мое личное мнение: мы должны в своей работе основное внимание уделять защите бюджетных средств от нецелевого использования. Не зря говорят, что рыба гниет с головы.
    К сожалению, среди руководителей муниципальных органов власти встречаются люди с повадками временщиков, которые стремятся попасть на эти должности с одной целью - заработать. Методы используют разные, идет в ход и так называемая система откатов, и лоббирование интересов коммерческих структур. Факты такие есть, но привлечь виновных к ответственности удается не всегда из-за пробелов в законодательстве.

    Вот один из примеров. Недавно мы направили в суд дело бывшего главы администрации Холмского района. Речь шла о нецелевом использовании бюджетных средств.

    Выяснилось, что муниципальный руководитель на деньги, предназначенные на выплату субсидий и дотаций социально незащищенным категориям населения района, в 2005 году закупил оборудование для нужд жилищно-коммунального хозяйства. Мы не установили в действиях главы администрации фактов хищения, но таким образом он стремился повысить свой авторитет в глазах областных властей.

    РГ:  И это ему удалось?

    Чебану:  В 2005 году местные власти закупили семь теплообменников. Их предназначение - улучшать поставку тепла конечному потребителю. Но приобретено это оборудование было без всякого конкурса или котировок.

    Когда часть теплообменников была установлена, в Холмск пригласили вице-губернатора области, ему показали оборудование, рассказали о его плюсах. Об этой инициативе местных властей раструбили средства массовой информации. И уже никого, кроме нас, не заинтересовало, что часть теплообменников так и не установлена до настоящего времяни.

    Однако в суде это дело кончилось ничем. Уголовное преследование в отношении бывшего главы администрации, использовавшего деньги бедных людей не по назначению, было прекращено. Причина - истек срок давности. По подобным преступлениям он составляет всего два года.

    Но надо учитывать, что такие дела, как нецелевое использование бюджетных средств, "всплывают" далеко не сразу. Обычно после совершения преступления до его выявления проходит как минимум несколько месяцев, а то и лет. Также требуется время на расследование. В итоге дело прекращается за истечением срока давности. Это позволяет виновным уходить от ответственности. Получается, короткий срок давности только поощряет различные махинации с бюджетными деньгами, которые и без того очень распространены.

    Похожее нарушение закона было выявлено в другом муниципальном образовании. Но в этом случае речь идет о лоббировании интересов коммерческой фирмы, учредителем которой является сын районного руководителя. У фирмы по непомерно высокой цене за счет бюджета закупили партию товара. Однако аналогичный товар за меньшие деньги можно было приобрести и в других местах. Более того, муниципальное образование, для того чтобы совершить покупку, взяло кредит в коммерческом банке и теперь выплачивает проценты. Разумеется, из средств местного бюджета.

    Короткий срок давности поощряет различные махинации с государственными средствами

    В результате сумма ущерба составила около 25 миллионов рублей. Плюс 10 миллионов - проценты по кредиту. Я надеюсь, что в этом случае нам удастся довести дело до реального наказания. Но последнее слово - за судом.

    РГ:  Вы считаете, что сокрытие доходов от налогообложения представляет меньшую общественную опасность, чем махинации с бюджетными средствами?

    Чебану:  Да. Все-таки в отличие от чиновников коммерсанты не заявляют, что стоят на страже интересов населения. Но это не означает, что мы  меньше работаем над выявлением налоговых преступлений. С каждым годом количество их растет.

    Например, сейчас мы ведем крупное дело: директор одной из коммерческих фирм за два с половиной года не доплатил в бюджет более 35 миллионов рублей. Причем это отнюдь не самое крупное торговое предприятие, работающее на потребительском рынке.

    Примерно ту же сумму налогов мы начислили дополнительно, изучив деятельность еще одной компании, действующей в сфере строительства. В ее состав входили сразу три фирмы-однодневки, которые перечисляли друг другу средства. Все это делалось для того, чтобы запутать контролирующие органы. Но бе-зуспешно.

    Только за девять месяцев текущего года с помощью нашего подразделения в консолидированный бюджет РФ дополнительно поступило более 250 миллионов рублей. Эта сумма могла бы быть больше. Но суды, вынося приговоры по делам о налоговых преступлениях, часто ограничиваются условными наказаниями или штрафами. А вот о выплате в бюджет сокрытых сумм забывают. Между тем недавний пленум Верховного суда Российской Федерации рекомендовал судьям при вынесении приговоров четко указывать - куда и в какие сроки должны быть перечислены недостающие деньги. Но пока это еще не стало постоянной практикой.

    Поделиться