В Концертном зале имени Чайковского в исполнении Российского национального оркестра прозвучала программа из произведений Игоря Стравинского. Монографические программы стали уже визитной карточкой РНО. При этом худрук оркестра Михиал Плетнев отдает явное предпочтение веку XIX (первые два концерта этого сезона были посвящены Римскому-Корсакову и Шуберту), оставляя XX век на откуп главному приглашенному дирижеру Владимиру Юровскому.
Владимир Юровский – главный дирижер Лондонского филармонического оркестра и Глайндборнского оперного фестиваля – постоянно сотрудничает с РНО с 2002 года, появляясь перед москвичами два-три раза в сезон, как правило, с весьма оригинальными программами. Знаток современной западной оркестровой культуры, для которой исполнение ныне живущих композиторов является столь же естественным явлением, как игра венских классиков, Юровский предпринимает попытки с одной стороны вовлечь в этот процесс российских музыкантов, а с другой – заставить консервативную отечественную аудиторию преодолеть пропасть, существующую между завсегдатаями филармонических залов и новой музыкой.
О том, что это действительно пропасть, свидетельствует тот факт, что даже произведения общепризнанного классика Игоря Стравинского, написанные более полувека назад, воспринимаются как нечто новаторское и сенсационное. Для их появления в афише необходим либо приезд именитых гастролеров (Симфония в трех частях Стравинского была включена в программу весенних гастролей Берлинского филармонического оркестра), либо круглая дата (год назад, к 125-летию композитора, в рамках Пасхального фестиваля и "Звезд белых ночей" Валерий Гергиев исполнил большое количество сочинений юбиляра).
Российский национальный оркестр - частный, вынужденный выживать без государственной поддержки и, казалось бы, наиболее зависимый от вкусов публики, пожалуй, единственный симфонический коллектив в столице, делающий регулярные попытки преодолеть репертуарную рутинность. Очередной опыт - исполнение малоизвестной музыки Стравинского – оказался во многом противоречивым, но и показательным.
В понимании Владимира Юровского, Стравинский – композитор, который не требует от слушателя особой интеллектуальной подготовленности, скорее - элементарной концентрации внимания и спокойной благожелательности. От исполнителей нужно гораздо больше: тут важна четкость, иногда нарочитая сухость и главное - определенная доля отстраненности от материала, что позволяет излагать его точно, не загрязняя не свойственной этому языку эмоциональностью графическое совершенство структурного решения. Казалось бы – чего уж проще? "Вот вы стараетесь, а тут старания не нужны – тут точность нужна", - эта ремарка, сделанная дирижером на репетиции, - ключ к исполнению (и пониманию) музыки Стравинского.
РНО – послушный, умный, чуткий инструмент в руках толкового дирижера. И показанный на концерте результат тому подтверждение. Симфония в трех частях и Концерт для фортепиано и духовых (солист Вячеслав Попругин) демонстрировали стремление к ритмической четкости, графической ясности в сопоставлении звуковых объемов и упругой моторике. Все это заставляло думать не о конкретной программности (Симфонию, законченную в 1945 году, часто трактуют как "военную"), а о выверенной пропорциональности и возведенной в культ красоте геометрических фигур в бессюжетных балетах Джорджа Баланчина. Не случайно, два мастера дружили долгие годы, и именно на музыку Стравинского Баланчин поставил балеты "Рубины", "Аполлон" etc.) .
Все же полноценному воплощению дирижерской трактовки мешало одно досадное обстоятельство - отсутствие опыта игры подобных сочинений у российских оркестрантов. В лишенных мелодического рисунка, но наделенных рваными ритмами и меняющимся метром фрагментах, музыканты механически выигрывали ноты, мучительно стараясь не сбиться. Это было особенно заметно в сравнении: совсем недавно высококлассные западные оркестры (Берлинский филармонический и Лондонский симфонической в той же Симфонии Стравинского) показали в Москве как можно с легкостью выигрывать сложнейшие пассажи в рамках меняющегося чуть ли не в каждом такте метра. При этом сохраняя ощущение общего целого, и демонстрируя не ученически-прилежное старание, а мастерство высочайшего класса.
Впрочем, во время концерта очевидно было и другое: РНО делает все, чтобы существующее в нашей стране положение вещей изменить, и, главное, не боится предъявлять результаты (пусть пока не всегда бесспорные) на суд публики. При таком раскладе, если у оркестра и дальше будут необходимые условия и возможность работать с хорошими дирижерами, через какое-то время мы имеем шансы получить конкурентоспособный западным оркестрам коллектив и в области современной музыки. Потому что в исполнении признанной классики Российский национальный уже давно зарекомендовал себя как один из лучших оркестров Европы. Подтверждением чему стала и исполненная во втором отделении концерта самая "хитовая" партитура Стравинского – музыка к балету "Весна священная".