"Экономика России - одна из самых устойчивых в мире. К 2015 году Россия войдет в число десяти самых развитых экономик. Уровень жизни населения России приблизится к уровню жизни в развитых странах, а Москва станет мировым финансовым центром". Сегодня не верится, что это и многое другое звучало еще в июне, на Петербургском экономическом форуме. Вряд ли найдется отрасль, которая не заявила о серьезных проблемах и не обратилась за финансовой помощью к правительству. Возникает вопрос: если все было так хорошо, почему все вдруг стало так плохо? И во всем ли виноват "внешний враг" - мировой финансовый кризис?
На самом деле эксперты били тревогу уже несколько лет. Больше всего экспертам не нравились растущие долговые обязательства российских корпораций. Все понимали, что долги растут быстрее, чем возможность их вернуть. Прошлой осенью с кризисом ликвидности столкнулись российские банки, и это был прямой сигнал корпорациям - "малина" кончается. Реакция на это была сколь предсказуемой, столь и разрушительной - из страны начался вывод активов, как уверяли, "спекулятивных". Но почему российские корпорации жили в долг?
Существует несколько ответов на этот вопрос. Самый распространенный заключается в том, что корпорации осуществляли долгосрочные "тяжелые" проекты с медленной отдачей, вроде строительства трубопроводов или генерирующих мощностей. Поскольку никто не делает такие проекты на свои деньги, приходилось кредитоваться, а поскольку дешевых денег в России нет - делали это за рубежом, да еще и перекредитовывались, ибо совсем длинных денег российским корпорациям никто не давал. Это хороший ответ, только вот беда: реализованных проектов практически нет, да и вообще проектов, воплощенных в бетоне и металле, крайне мало. Все, знакомые с историей, например, Инвестиционного фонда, знают, что масса проектов, заявленных в 2005 году, все еще "рассматривается". Складывается впечатление, что чиновники думали: перед ними - бездна времени, и "строить на века" можно в самом деле веками.
Есть и другое объяснение. Если внимательно присмотреться к тому, на что госкорпорации тратили заемные деньги, то мы увидим, что это в большинстве своем было приобретение частных компаний. Несколько лет назад государство взяло курс на консолидацию активов в госкорпорациях. Считалось, что, объединив потенциал частных компаний, мы будем лучше выглядеть на мировом рынке. Логика понятная и прозрачная, но всегда ли логика идеи конгруэнтна логике исполнения? Стоило ли в самом деле покупать у частников все то, что было в итоге куплено? Стало ли это дороже стоить, лучше управляться? Хорошие вопросы, на которые мы не скоро получим ответ, поскольку сегодня все неудачи и промахи можно смело списывать на финансовый кризис.
Существует наконец и третье мнение. Оно заключается в том, что на самом деле компании, которые сегодня просят помощи, прибыль-то получали и даже получают ее сейчас. Но - выводят за рубеж. Надо признать, что эта точка зрения распространена и в среде самих бизнесменов - да, мол, выводим, а что остается делать? Нет, мол, у нас доверия к российской финансовой системе, да и к правилам игры тоже. Не верим мы в неприкосновенность собственности и в непредвзятость судов. Во всяком случае, когда на Красноярском экономическом форуме будущий - тогда еще будущий - президент Медведев поставил перед властью именно эти задачи, бизнес аплодировал. Но, уж если говорить начистоту, далеко не все эксперты увязывали тягу к офшорам именно с недоверием к государству. Эти эксперты отмечали, что офшорами балуются и госкомпании. Не стал ли тезис о "стерилизации", оправданный, может быть, когда речь идет о нефтяных сверхдоходах и государственном бюджете, некой обманчивой "идефикс"?
Выбрать между этими точками зрения крайне трудно. В каждой отрасли ситуация все-таки своя. Так, нефтянку действительно "обирали", а на производителей удобрений очень робко "подняли руку" только весной. Аграрии и не думали брать кредитов - государство само втянуло их в игру. А энергетики крайне неудачно - по срокам - завершили свою реформу всего за несколько месяцев до кризиса, им, может быть, единственным действительно не хватило времени.
Так или иначе, незыблемым представляется пока только один вывод. Стоило куда внимательнее прислушиваться к тем экспертам, которые предрекали проблемы и год, и три года назад. От успехов голова все-таки в какой-то момент закружилась. И теперь сценарий куда как прост: если у государства хватит денег на спасение, вырулим. Если нет - "зачистка" будет жесткой, по всем канонам мировой конкуренции.