Сахалинские автомобилисты ожидают снижения цен на местных автозаправочных станциях.
Причиной для этого стали действия федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая начала проверку обоснованности цен на топливо, установленных нефтяными компаниями. В итоге пошли вниз расценки на АЗС в различных регионах.
О том, как будет складываться ситуация на островном рынке, "Российской газете" рассказывает Георгий Тыченок, начальник управления ФАС по Сахалинской области.
Георгий Тыченок: Торговля нефтепродуктами в нашем регионе, можно сказать, монополизирована. Здесь существует всего один крупный игрок - дочернее предприятие нефтяной компании, которое занимает преимущественное положение. В основном оно завозит на остров автомобильное топливо, которое реализует в розницу через сеть собственных АЗС, а также оптом - независимым трейдерам.
Мы уже отмечали, что главный поставщик топлива на Сахалин допускал действия, нарушающие антимонопольное законодательство. В частности, устанавливал на своих АЗС розничные цены на топливо ниже, чем оптовые для своих конкурентов. И мы вынуждены были наказать его рублем за проведение политики, явно некорректной по отношению к другим участникам рынка - оштрафовать на 95 миллионов рублей. Попытки выдавить конкурентов мы пресекали и будем пресекать.
Надо сказать, что на днях федеральная антимонопольная служба усмотрела в действиях головной нефтяной компании признаки нарушения действующего законодательства. Речь идет об установлении монопольно высокой цены на популярные нефтепродукты - бензины, дизельное топливо, авиационный керосин. Компании было дано 10 дней на устранение диспаритета цен. Дело в том, что стоимость нефти на мировом рынке упала, причем вдвое. А цены на продукты ее переработки между тем только дорожали. Хотя логичным было бы совсем иное.
Я думаю, сахалинским автомобилистам следует дождаться, когда истечет десятидневный срок, предоставленный нефтяной компании. Думаю, что снижение цены в любом случае будет. Но маловероятно, что оно станет обвальным. Хотя основное сырье и дешевеет, затраты на производство продукции - бензина, дизельного топлива - остаются прежними. И они не дадут упасть ценам, что называется, в разы.
Нам сообщили из компании, поставляющей на Сахалин автомобильное топливо, что снижение цен действительно планируется. Правда, произойдет оно, в связи с длинной цепочкой поставки нефтепродуктов в регион, примерно 10-15 ноября. И пока неизвестно, насколько сильно упадут цены.
Российская газета: Объектом пристального внимания антимонопольной службы стала и компания, обеспечивающая топливом самолеты в аэропорту Южно-Сахалинска. Стоит ли ожидать попутно снижения цен на авиабилеты?
Тыченок: Вопрос очень непростой.
С одной стороны, центральный аппарат нашей службы признал эту компанию нарушителем антимонопольного законодательства. Авиапредприятие из Приморского края направило жалобу, дескать, в аэропорту Южно-Сахалинска у керосина слишком высокая цена. Плюс ей отказались предоставить емкости для хранения более дешевого топлива для заправки своих лайнеров.
Подобную жалобу направила еще одна авиакомпания, совершающая полеты до Южно-Сахалинска.
С другой стороны, местная компания, поставляющая топливо для самолетов, сама эти емкости арендует у государственного предприятия. При этом трудно представить, как их делить на всех перевозчиков, которые изъявят желание создать собственные запасы авиакеросина на острове.
При этом в действиях сахалинского поставщика были найдены нарушения антимонопольного законодательства. И он был оштрафован на сумму более 10,5 миллиона рублей. Но поставщик обжаловал это решение в арбитражный суд. Какое решение будет вынесено, пока говорить рано.
Вместе с тем мы не собираемся видеть в топливной компании исключительно нарушителя законодательства. Например, заинтересовались, почему заправка самолетов в аэропорту Южно-Сахалинска обходится клиентам в 2,5 тысячи рублей за тонну, тогда как в других регионах Дальнего Востока такая услуга стоит около полутора тысяч рублей. Наши специалисты несколько месяцев выясняли, насколько такая сумма оправданна: проверяли расходы по доставке и разгрузке топлива, проведению лабораторных исследований на его качество, заработной плате обслуживающего персонала, и так далее. В результате установили: компания эти услуги оказывает с наценкой всего в десять процентов. Это, я считаю, нормальная цена, позволяющая предприятию быть рентабельным, развиваться.
Мы за объективное отношение к участникам рынка, в том числе и крупным.
РГ: Какие еще сферы, кроме топливной, сейчас привлекают к себе первоочередное внимание вашего управления?
Тыченок: По нашему мнению, сейчас все больше встречается фактов согласованных действий хозяйствующих субъектов, например, на рынке продовольствия. Но наибольшую социальную опасность, на мой взгляд, представляют нарушения законов о защите конкуренции, о размещении государственного заказа, которые вольно или невольно допускают органы государственной власти.
Последний случай. По нашему мнению, департамент здравоохранения Сахалинской области, проводя конкурс на поставку инсулинов, установил неправомерные требования к его участникам. Поставка этого препарата имеет свои особенности: необходима так называемая "холодовая цепь", позволяющая перевозить и хранить лекарство строго при определенной температуре.
Да, не все потенциальные поставщики имеют собственные специализированные склады, термоконтейнеры. Но у них есть возможность арендовать. Поэтому установленное департаментом требование иметь собственное оборудование такого рода сужало круг потенциальных участников конкурса. В то же время на территории области только одна организация могла отвечать всем требованиям, которые заявил департамент здравоохранения. Какая уж тут конкуренция, какие уж равные условия!
Более того, это далеко не первый случай в практике работы регионального департамента здравоохранения.
РГ: Если ваша позиция по поводу поставок инсулина будет подтверждена в суде, что грозит чиновнику, установившему неправомерные требования?
Тыченок: За нарушение закона о защите конкуренции должностному лицу грозит штраф в размере до 20 тысяч рублей. Если речь о законе о размещении государственного заказа, сумма выше - до 50 тысяч рублей. Но надо сказать, что в подобных случаях речь идет не только об ответственности чиновников. Хозяйствующие субъекты, которые пользуются неправомерно предоставленными преимуществами, могут потерять гораздо больше. Для них речь идет о штрафах, составляющих от 1 до 15 процентов выручки за год, предшествующий нарушению.