23.10.2008 03:47
    Поделиться

    Антимонопольная служба Сахалина настаивает на удешевлении топлива

    Сахалинские автомобилисты ожидают снижения цен на местных автозаправочных станциях.

    Причиной для этого стали действия федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая начала проверку обоснованности цен на топливо, установленных нефтяными компаниями. В итоге пошли вниз расценки на АЗС в различных регионах.

    О том, как будет складываться ситуация на островном рынке, "Российской газете" рассказывает Георгий Тыченок, начальник управления ФАС по Сахалинской области.

    Георгий Тыченок:  Торговля нефтепродуктами в нашем регионе, можно сказать, монополизирована. Здесь существует всего один крупный игрок - дочернее предприятие нефтяной компании, которое занимает преимущественное положение. В основном оно завозит на остров автомобильное топливо, которое реализует в розницу через сеть собственных АЗС, а также оптом - независимым трейдерам.

    Мы уже отмечали, что главный поставщик топлива на Сахалин допускал действия, нарушающие антимонопольное законодательство. В частности, устанавливал на своих АЗС розничные цены на топливо ниже, чем оптовые для своих конкурентов. И мы вынуждены были наказать его рублем за проведение политики, явно некорректной по отношению к другим участникам рынка - оштрафовать на 95 миллионов рублей. Попытки выдавить конкурентов мы пресекали и будем пресекать.

    Надо сказать, что на днях федеральная антимонопольная служба усмотрела в действиях головной нефтяной компании признаки нарушения действующего законодательства. Речь идет об установлении монопольно высокой цены на популярные нефтепродукты - бензины, дизельное топливо, авиационный керосин. Компании было дано 10 дней на устранение диспаритета цен. Дело в том, что стоимость нефти на мировом рынке упала, причем вдвое. А цены на продукты ее переработки между тем только дорожали. Хотя логичным было бы совсем иное.

    Я думаю, сахалинским автомобилистам следует дождаться, когда истечет десятидневный срок, предоставленный нефтяной компании. Думаю, что снижение цены в любом случае будет. Но маловероятно, что оно станет обвальным. Хотя основное сырье и дешевеет, затраты на производство продукции - бензина, дизельного топлива - остаются прежними. И они не дадут упасть ценам, что называется, в разы.

    Нам сообщили из компании, поставляющей на Сахалин автомобильное топливо, что снижение цен действительно планируется. Правда, произойдет оно, в связи с длинной цепочкой поставки нефтепродуктов в регион, примерно 10-15 ноября. И пока неизвестно, насколько сильно упадут цены.

    Российская газета:  Объектом пристального внимания антимонопольной службы стала и компания, обеспечивающая топливом самолеты в аэропорту Южно-Сахалинска. Стоит ли ожидать попутно снижения цен на авиабилеты?

    Тыченок:  Вопрос очень непростой.

    С одной стороны, центральный аппарат нашей службы признал эту компанию нарушителем антимонопольного законодательства. Авиапредприятие из Приморского края направило жалобу, дескать,  в аэропорту Южно-Сахалинска у керосина слишком высокая цена. Плюс ей отказались предоставить емкости для хранения более дешевого топлива для заправки своих лайнеров.

    Подобную жалобу направила еще одна авиакомпания, совершающая полеты до Южно-Сахалинска.

    С другой стороны, местная компания, поставляющая топливо для самолетов, сама эти емкости арендует у государственного  предприятия. При этом трудно представить, как их делить на всех перевозчиков, которые изъявят желание создать собственные запасы авиакеросина на острове.

    Главный поставщик топлива на Сахалин допускал нарушения антимонопольного законодательства

    При этом в действиях сахалинского поставщика были найдены нарушения антимонопольного законодательства. И он был оштрафован на сумму более 10,5 миллиона рублей. Но поставщик обжаловал это решение в арбитражный суд. Какое решение будет вынесено, пока говорить рано.

    Вместе с тем мы не собираемся видеть в топливной компании исключительно нарушителя законодательства. Например, заинтересовались, почему заправка самолетов в аэропорту Южно-Сахалинска обходится клиентам в 2,5 тысячи рублей за тонну, тогда как в других регионах Дальнего Востока такая услуга стоит около полутора тысяч рублей. Наши специалисты несколько месяцев выясняли, насколько такая сумма оправданна: проверяли расходы по доставке и разгрузке топлива, проведению лабораторных исследований на его качество, заработной плате обслуживающего персонала, и так далее. В результате установили: компания эти услуги оказывает с наценкой всего в десять процентов. Это, я считаю, нормальная цена, позволяющая предприятию быть рентабельным, развиваться.

    Мы за объективное отношение к участникам рынка, в том числе и крупным.

    РГ:  Какие еще сферы, кроме топливной, сейчас привлекают к себе первоочередное внимание вашего управления?

    Тыченок:  По нашему мнению, сейчас все больше встречается фактов согласованных действий хозяйствующих субъектов, например, на рынке продовольствия. Но наибольшую социальную опасность, на мой взгляд, представляют нарушения законов о защите конкуренции, о размещении государственного заказа, которые вольно или невольно допускают органы государственной власти.

    Последний случай. По нашему мнению, департамент здравоохранения Сахалинской области, проводя конкурс на поставку инсулинов, установил неправомерные требования к его участникам. Поставка этого препарата имеет свои особенности: необходима так называемая "холодовая цепь", позволяющая  перевозить и хранить лекарство строго при определенной температуре.

    Да, не все потенциальные поставщики имеют собственные специализированные склады, термоконтейнеры. Но у них есть возможность арендовать. Поэтому установленное департаментом требование иметь собственное оборудование такого рода сужало круг потенциальных участников конкурса. В то же время на территории области только одна организация могла отвечать всем требованиям, которые заявил департамент здравоохранения. Какая уж тут конкуренция, какие уж равные условия!

    Более того, это далеко не первый случай в практике работы регионального департамента здравоохранения.

    РГ:  Если ваша позиция по поводу поставок инсулина будет подтверждена в суде, что грозит чиновнику, установившему неправомерные требования?

    Тыченок:   За нарушение закона о защите конкуренции должностному лицу грозит штраф в размере до 20 тысяч рублей. Если речь о законе о размещении государственного заказа, сумма выше - до 50 тысяч рублей. Но надо сказать, что в подобных случаях речь идет не только об ответственности чиновников. Хозяйствующие субъекты, которые пользуются неправомерно предоставленными преимуществами, могут потерять гораздо больше. Для них речь идет о штрафах, составляющих от 1 до 15 процентов выручки за год, предшествующий нарушению.

    Поделиться