24.10.2008 01:57
    Поделиться

    Белгородских детей на побег из дома чаще всего толкают семейные неурядицы

    …Его зовут Роман, ему 14 лет, и недавно он отметил своеобразный "юбилей" - 15-е по счету помещение в белгородский Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

    Рома живет в Белгородском районе, но в поисках приключений он добирался до Воронежа и других городов Черноземья. Таких, как он, ребят, которых манит муза дальних странствий, здесь уже знают в лицо: как правило, дом оставляют одни и те же ребята.

    Оксана? Нет, Алена!

    Территория Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей напоминает что угодно, но только не исправительное учреждение. Уютный дворик, евроремонт в помещениях, пластиковые окна (решетки остались в прошлом - теперь их заменили системы видеонаблюдения), вкусные запахи из столовой. Между тем многие из помещенных сюда мальчишек и девчонок проводят в учреждении чуть ли не больше времени, чем дома у папы с мамой. Что же заставляет их покидать родной дом?

    По словам старшего воспитателя Центра Оксаны Волченко, в 90 процентах случаев причиной бегства являются семейное неблагополучие и конфликты с родителями. Абсолютное большинство бродяг - мальчики, которым надоедает наблюдать беспробудное пьянство домашних. Девочки чаще уходят из дома по причине родительского непонимания. Одна из них уже дважды приезжала из Московской области к своему белгородскому "кавалеру", но в итоге оказывалась в Центре временного содержания. Постоянно уходит от матери-одиночки и курянка Катя, у которой в Белгороде живет подруга.

    С теми, кто уже бывал в стенах Центра, работать проще: их дела подшиты в специальные папки, а характеры досконально изучены. С новичками, которых привозит милиция, куда сложнее. Для начала сотрудники должны установить личность ребенка и его адрес. Например, на днях к ним привезли девочку, которая представилась Оксаной. Глянули в документы - а она, оказывается, Алена. Другая девушка и вовсе заявила, что потеряла память. После того, как ее показали в эфире региональной телекомпании, созналась: поссорилась с мамой, вот и решила уехать из родного райцентра куда глаза глядят…

    Впрочем, нередки случаи, когда в Центр попадают вполне "домашние" мальчики и девочки. Типичная картина: мелкая ссора в семье - ребенок вспылил и решил таким образом "наказать" родителей. А те порой считают, что если чадо одето и накормлено, то этого вполне достаточно. Отсутствие доверительных отношений - верная предпосылка к тому, что однажды сын или дочь соберет котомку и подастся в бега.

    Украинский след

    В то время, как одни подростки бегут от пьющих родителей, другие, напротив, стремятся с ними воссоединиться. В Центре временного содержания несовершеннолетних сейчас находится мальчик Саша, маму которого несколько лет назад лишили родительских прав. Сашу помещали в детский дом, определяли в училище на полный пансион, его брала приемная семья - всякий раз парень бежал из теплого места в голодный и холодный родительский дом.

    Несколько лет назад среди обитателей Центра был мальчик, который считал своим долгом непременно посетить все православные святыни. Поначалу он совершал паломничества в Троице-Сергиеву, Александро-Невскую и Киево-Печерскую лавры. Исколесив Россию и Украину, подросток "переключился" на дальнее зарубежье, добравшись до Болгарии с Венгрией. Каким образом пересекал он границы, каким транспортом добирался, как объяснялся с местными жителями - доподлинно неизвестно. Но факты говорят сами за себя: юного паломника нигде не обижали, а, напротив, предоставляли ночлег, подкармливали...

    Абсолютное большинство бродяг - мальчишки, которым надоедает наблюдать за беспробудным пьянством родителей

    Ввиду приграничного положения Белгородской области нередкие гости здесь - юные "гастарбайтеры" из соседней Украины. Уже в 14-летнем возрасте сельские ребята подаются в Россию на заработки. Границу переходят пешком известными только им тропами, а затем нанимаются к местным фермерам. Впрочем, даже те гроши, что им обещают, иные работодатели предпочитают не платить, ограничиваясь нехитрой кормежкой и крышей над головой.

    - Я до сих пор помню кровоточащие руки девушки, которую к нам однажды привезли, - говорит Оксана Волченко. - Она приехала сажать рассаду, а хозяева сельхозугодий использовали детский труд без зазрения совести. К счастью, в последние годы украинских ребят у нас стало куда меньше…

    "Сами разбирайтесь!"

    Известие о том, что ребенок-бродяга найден и находится в надежных руках, родители воспринимают по-разному. Одни радуются, что чадо нашлось и мчатся в Центр на ближайшем автобусе или поезде. Другие же заявляют прямо противоположное: "А я не буду его забирать! Вы его нашли - сами и разбирайтесь!" "Ненужных" детей тоже немало, и они зачастую не хотят уходить из центра. Здешние воспитатели им ближе родной матери. Та же курянка Катя повадилась попадать в Центр под Новый год: здесь тепло, сытно, уютно, да еще и подарки под елкой обеспечены. Аналогичного мнения придерживается цыганка Зита: в Центре никто не гонит ее на улицу просить подаяние у прохожих.

    - Порой мы даже помогаем получить паспорт и медицинский полис ребятам без документов, - говорит заместитель директора Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей Марина Андропова. - Конечно, наше учреждение - не санаторий, но мы делаем все возможное, чтобы попавшие к нам ребята ощутили тепло семейного очага. И все-таки больше не убегали из дому…

    Комментарии

    Валерия Голоус, заведующая отделением профилактики безнадзорности несовершеннолетних МУ "Центр социальной помощи семье и детям":

    - Как показывает практика, из дома уходят дети, которые уверены, что никто из домашних их искать не будет. Обычно так и происходит: папа и мама вспоминают о том, что давненько не видели своего отпрыска, лишь несколько дней спустя. У нас на учете стоит один мальчик, чьи родители постоянно кочуют с одной съемной квартиры на другую. Как результат, у ребенка отсутствует ощущение "родного очага" - и он стремится уйти из дома.

    Порой дети бегут и из вполне благополучных семей. В глазах обывателей это выглядит странно, но кто знает, что творится за блестящим фасадом? Вполне возможно, что примерный на публике семьянин и отец семейства в домашних условиях превращается в тирана, который считает физическое насилие основным воспитательным методом.

    Марьям Куликовская, психолог:

    - В каждом конкретном случае нужно исследовать историю развития семейных отношений и самого ребенка. Часто семья выглядит внешне приличной и даже зажиточной, однако в ней нет эмоционально теплых связей. Отчужденность приводит к тому, что дети находят другой социум - среди тех, кто, как и они, ощущают недостаток родительской заботы. В этой среде им более комфортно, возникает иллюзия быстрого взросления, которая так привлекательна для подростков. Выход тут один - коррекция детско-родительских отношений, ведь в силу эгоцентричности сознания ребенок не понимает, что своим уходом он доставляет боль близким людям.

    Порой причиной постоянного ухода из семьи является нарушение эмоционально-волевой регуляции - проще говоря, склонность к бродяжничеству. Таким детям постоянно нужно "менять картинки", вот они и бродят по улицам, рынкам и вокзалам. По сути, это психическая патология, при которой необходима медицинская реабилитация.

    Кстати

    В Белгородской области действует региональный Закон "Об ответственности родителей за воспитание детей". Отчасти он носит декларативный характер, поскольку дублирует несколько федеральных нормативных актов - от Семейного кодекса до Конвенции о правах ребенка. В семи статьях закона прописано, что родители в том числе несут ответственность за посещение чадами школ и за пребывание в общественных местах в ночное время. Профилактику безнадзорности в Белгородской области также обеспечивают программы "Подросток" и "Каникулы", акции "Контингент" и "Беглец".
     

    Поделиться