Новости

27.10.2008 02:00
Рубрика: Власть

Цена авантюры

Уроки кризиса на Южном Кавказе: что дальше?
Текст: Григорий Карасин (заместитель министра иностранных дел РФ)

Регион Южного Кавказа пережил в августе 2008 года острый кризис, вызванный преступной авантюрой - нападением Грузии на Южную Осетию.

Тем самым грузинским руководством был фактически перечеркнут процесс мирного урегулирования, который, несмотря на все трудности, продолжался на протяжении последних 17 лет. Были сведены на нет усилия международного сообщества, в том числе ООН и ОБСЕ.

Что касается России, то, как известно, мы последовательно придерживались принципа территориальной целостности Грузии, активно посредничали и содействовали в деле урегулирования грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов в тесном сотрудничестве с ООН и ОБСЕ. Однако все достигнутые в рамках существовавших ранее механизмов результаты - а их было немало - упорно разрушались Тбилиси, который сознательно год за годом провоцировал народы на междоусобные войны. Для здравомыслящих людей очевидно - в XXI веке такой подход является нецивилизованным и неприемлемым. Печально констатировать, что грузинское руководство, не задумываясь о трагических последствиях для собственного же государства и мирных перспективах его развития, само похоронило свою территориальную целостность.

Сегодня в регионе сложилась качественно новая ситуация, в которой, пожалуй, единственным способом для Грузии восстановить добрые связи с абхазами и югоосетинами является развитие с ними межгосударственных отношений. Рецидив силовой авантюры может привести лишь к очередным тупиковым для нее результатам.

Состоявшаяся 15 октября в Женеве международная встреча в развитие договоренностей президента России Дмитрия Медведева и президента Франции Николя Саркози от 12 августа и 8 сентября как раз и была ориентирована на выработку путей обеспечения стабильности и безопасности в Закавказье. Это - первый международный форум после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, на котором югоосетины и абхазы могли изложить свои принципиальные позиции напрямую представителям ООН, ОБСЕ, ЕС, а также США.

Вступая в эти дискуссии, мы намеревались договориться в многостороннем формате о путях обеспечения мира и безопасности Южной Осетии и Абхазии, попытаться совместно с партнерами извлечь горькие уроки из трагедии августа, разработать договоренности о неприменении силы и тем самым предотвратить здесь новые войны и столкновения.

К сожалению, неконструктивная позиция грузинской делегации, получившей в последний момент жесткий сигнал из Тбилиси, не позволила на этой встрече достигнуть реальных результатов. Не способствовали ее успеху и различные процедурные ухищрения организаторов, стремившихся принизить уровень участия представителей Сухума и Цхинвала, а также включение в состав грузинской делегации ряда неприемлемых одиозных осетинских и абхазских фигур. Поведение грузинской делегации практически привело к срыву общего заседания всех участников и лишь подтвердило, что лишний раз продемонстрировало всему миру незаинтересованность Тбилиси в решении серьезнейших вопросов региона.

Как известно, Российская Федерация досрочно завершила выполнение всех своих обязательств по плану Медведева - Саркози.

К полуночи 8 октября последние российские миротворческие посты покинули территорию Грузии. С 1 октября ЕС начал развертывание миссии своих наблюдателей вокруг Южной Осетии и Абхазии. Теперь надо подумать над тем, чтобы наблюдатели Евросоюза не просто отслеживали обстановку, но и на деле стали гарантами неприменения силы. То, что женевская встреча прошла без заседаний рабочих групп, ставит в этой связи важнейшую практическую задачу - необходимость срочного решения вопроса о мандате и ответственности ЕС в районах, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии.

На этом фоне возникают серьезные вопросы к грузинской стороне, прежде всего в отношении ее намерений придерживаться достигнутых российским и французским президентами договоренностей. От Тбилиси ожидают не только слов, которым уже, увы, мало кто верит, а прямых юридических обязательств о неприменении силы, ненаращивании вооружений. Но пока что мы видим концентрацию грузинского спецназа вблизи Южной Осетии и Абхазии, которая становится действительно угрожающей. В свете этого внезапный отказ грузинской делегации от участия в прошедшем заседании не может не настораживать.

Разработка комплекса мер, которые полностью исключали бы возможность повторения попытки грузинского блицкрига, является первостепенной задачей. Речь идет не только об обязательствах о неприменении силы, отказе от угроз и унижающей народы риторики, но и о прекращении поставок в Грузию наступательных вооружений. Наряду с созданием надлежащего режима безопасности в районах, прилегающих к Абхазии и Южной Осетии, это поможет улучшить обстановку в регионе, восстановить рухнувшее доверие и всерьез заняться другой важнейшей проблемой - возвращением беженцев и перемещенных лиц, - также чрезвычайно чувствительной и сопряженной со сложными межнациональными отношениями в регионе.

То, что на женевской встрече 15 октября не удалось достигнуть желаемых результатов, не должно обескураживать. Рассчитываем решить возникшие проблемы и возобновить дискуссии в Женеве в ноябре. Для этого потребуются как многосторонние, так и двусторонние дипломатические усилия. Необходимо подобрать приемлемый для всех участников этих неформальных встреч формат. Но при любых обстоятельствах важно продвигаться вперед, осознавая, что альтернативы миру и созданию надлежащих гарантий безопасности в Закавказье не существует.

Высокую цену авантюр сейчас уже уяснили почти все, надо учиться договариваться и ответственно выполнять взятые на себя обязательства. Это касается всех без исключения.

Власть Работа власти Внешняя политика В мире экс-СССР Южная Осетия Правительство МИД Годовщина войны в Южной Осетии
Добавьте RG.RU 
в избранные источники