Чтобы создать в России рынок инноваций, необходимо принять целый ряд законов в сфере оборота нематериальных активов и интеллектуальной собственности. О том, к каким изменениям в экономике приведут законодательные новации, обозреватель "РГ" беседует с председателем Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Евгением Федоровым.
Существует ли в России рынок новаций?
В России напрочь отсутствует оборот новаций. И соответственно отсутствует инновационная экономика. Даже нет ее элементов. Поскольку инновационная экономика - бизнес по производству инноваций и потреблению новаций промышленностью или экономикой в целом.
Те разработки, которые мы в России относим к инновационным, в международном плане не фиксируются как инновации и поэтому носят характер инновационного сырья. Закона по патентам в России вообще нет. Даже те огромные средства, которые государство вкладывает в науку и НИОКР (а это более 250 миллиардов рублей), рыночными инструментами не фиксируются. 14 процентов НИОКР завершается патентованием каких-то результатов. Остальные результаты просто не являются собственностью. Результат этой работы - некие бумаги, отчеты, которые рынку не видны. Мы закачиваем огромные деньги реально в иностранную экономику. Разница между инновационным сырьем и запатентованным нематериальным активом на рынке - десятки, сотни раз. Например, если вы разработали какую-то идею, вам за нее просто дали грант в 50 тысяч рублей, а за рубежом, оформив ее патентом, получили бы десятки, а может и сотни миллионов долларов.
Мало того, в 2007 году было отменено даже понятие информации как интеллектуальной собственности. Даже информация, наработанная за личные или государственные деньги, не является собственностью производителя, поскольку не имеет статуса собственности вообще. Есть только единственный механизм защиты через государственную тайну, но он совершенно иного типа. Это все, что касается позиции с точки зрения производства. С точки зрения внутреннего потребления, новации, которые производятся в России, также не поступают на рынок. Для них в принципе нет рыночного механизма и рыночного оборота. И потребляются они только локально. Вам нужно что-то усовершенствовать - вы заказали кому-то, кто-то вам сделал нужную разработку, получил от вас деньги. На рынок новация не поступила. Локальные перемещения новаций тоже не являются рыночным оборотом. Кроме того, в российском законодательстве нет даже базового понятия "технологии", что также является серьезным тормозом для работы законодательства, для инвесторов, для рынка в целом.
Существует такое понятие - оборот нематериальных активов. У нас таких активов - 0,3 процента от всех необоротных активов. Для европейских стран средний показатель - 40 процентов. Для Америки - еще выше. Понятно, что соотношение 40 процентов и 0,3 - это пациент не то что больной, он просто труп!
В чем же причина?
Мы абсолютно сознательно в 90-е годы строили экономику сырьевого типа. Суть: производим природное сырье, поставляем его за рубеж, получаем за это сырье деньги и покупаем абсолютно все товары, услуги, оборудование и т.п. То есть мы - узкоспециализированная страна. Только в последние несколько лет мы пытаемся перейти на другую модель экономики.
И законодательство выстроено под сырьевую экономику?
Да, причем не только инновационная часть, но и налоговая, бюджетная, таможенная. Все сделано, чтобы бизнес не отвлекался от добычи сырья. Энергия инвесторов и бизнесменов, населения сосредотачивается исключительно на сырье, транспорте и обеспечении всего этого процесса.
Мы приняли политическое решение - изменить структуру экономики. Это решение зафиксировано позицией президента, председателя правительства. Непосредственно в деталях это прописано в 14-м разделе плана действий правительства в 2009-2010 годах по реализации Концепции развития РФ до 2020 года. К 2020 году у нас должна быть создана инновационная экономика. Сейчас мы формируем наполнение этого раздела с точки зрения законодательства.
Но ведь у нас были свои законы о патентах, о том же авторском праве...
Да. Несмотря на то что в начале 90-х годов мы взяли курс на сырьевую экономику, в России инновационный сектор тем не менее существовал. Действовавшее законодательство в инновационной сфере было отменено в 2007 году под логику вступления в ВТО. Нам было сказано: "Мы вас ждем в ВТО как сырьевую страну. Поэтому те десятки законов и постановлений правительства в области построения инновационной экономики, в том числе закон о патентах, об авторском праве, о правовой охране программ, о товарных знаках - отмените их". В 2007 году было отменено все действующее инновационное законодательство России на тот момент. Оно было, конечно, в основном устаревшим, но оно, по крайней мере, было. Тогда мы встали перед выбором: уничтожить это законодательство или совершенствовать. Приняли решение уничтожить. И я считаю, выбор был сделан правильный, так как появился шанс создать лучшее законодательство в мире.
На сегодня в России есть только один специализированный закон - IV часть Гражданского кодекса. И в нем прямо указана необходимость развития следующих инновационных законов. Сам характер этого закона таков, что он направлен не на оборот новаций, а на потребление новаций. А так как в России нематериальная собственность (в том числе и инновации) почти не регистрируется, получилось, что вся система защиты интеллектуальной собственности направлена на защиту иностранных нематериальных активов и иностранной нематериальной собственности (например, компьютерных программ, технологий, патентов, произведенных за рубежом). Об этом свидетельствуют многочисленные уголовные процессы, которые прошли в России после принятия данного документа.
Нас фактически загнали в области инноваций в сырьевую компоненту. То есть мы производим инновационное сырье, даже за государственный счет. Это сырье все равно не фиксируется и все равно покупается теми странами, которые имеют развитую инновационную систему. Как это происходит? Через механизмы грантов, через зарплаты и "утечку мозгов". По нашим данным, четверть технологий США произведена выходцами из России и Советского Союза. Та же картина в Германии, Великобритании. В этих странах развитое инновационное законодательство. И российские ученые высочайшей квалификации едут туда, где их труду дают достойную оценку. Это возможно только на рынке. Берут на заметку наших студентов, начиная с третьего курса, и талантливый выпускник уже знает, какая привлекательная зарплата и возможности ждут его на Западе.
Необходимы срочные изменения в области законодательства?
Законодательство на этом этапе - ключевой момент. То, что мы отменили все законодательство в этой сфере в 2007 году, конечно, некий минус. Потеряли опыт и традицию. Но, с другой стороны, перед нами сейчас расчищенная площадка. Создав российскую экономическую школу, мы можем создать лучшее законодательство в сфере новаций в мире. Это законодательство обязательно должно получить международное признание, потому что сфера новаций требует защиты по всему миру. Для этого нужен серьезный бюджет.
Каков алгоритм действий?
В перспективе должны быть выработаны межгосударственные и международные соглашения. Это и есть путь России, которая станет центром новаций. Не только потому, что она новации производит, а потому, что может обеспечить площадку для бизнесменов и инвесторов всего мира, которые хотят вкладывать деньги в инновации и технологии. Это первый этап.
Второй этап. Мы считаем, что нужно на базе законодательства начать фиксировать результаты работы инновационной российской сферы, которая, как это ни парадоксально, осталась довольно мощной. Все дело в том, что исторически у нас очень творческое население. И это важное конкурентное преимущество в мировой экономической среде. Надо патентовать разработки, фиксировать как технологии, товарные знаки, раскручивать бренды. То есть запустить всю систему новаций в рынок, а не прятать под ковер, как это происходит сейчас. Производство новаций должно стать бизнесом. Причем результат этого бизнеса - совсем необязательно лишь потребление внутри страны. Россия должна стать экспортером технологий, нематериальных активов. К 2020 году экспорт технологий из России должен превысить по доходности экспорт нефтепродуктов.
И третий, самый сложный этап - изменение принципов функционирования российской промышленности и производства в целом. Сегодня с точки зрения новаций промышленность работает по принципу внедрения. Мы бесконечно совершенствуем станки, некоторые из которых поставили и сто лет назад. Надо изменить структуру каждого промышленного предприятия в стране. В центре должны быть не оборудование, не заводы, не фабрики (материальные активы), а технологии, новации (нематериальные активы). В этом суть перехода к постиндустриальной экономике, свойственной развитым странам. Принцип внедрения надо заменить на принцип инновационного рынка, оборота. Основа каждой фабрики, завода, производства - технологии. Так давно работают и европейские, и американские предприятия. Около 20 миллионов россиян должны научиться или переучиться, но уже по-другому оценить понимание нематериальных активов. Когда мы запустим этот третий элемент, то запустим потребление новаций уже нашей промышленностью и экономикой. Причем потребление новаций не только российских, но и мировых.
Над какими законами ваш комитет уже работает?
В Госдуму уже внесены правительством три важных законопроекта - о передаче технологий, о патентных поверенных и изменения в IV часть Гражданского кодекса. В разработке находятся патентное законодательство, технологии, товарные знаки с брендами, правовая охрана программ, авторское право и др. Необходимо повысить статус собственности в стране. Хорошо бы принять закон о собственности. Весь спектр законов придется создавать заново. Причем не с точки зрения потребления и защиты, как это прописано в ГК, а с точки зрения инновационного оборота. Нас интересует рыночная и экономическая части, а не только защита. На повестке дня порядка десятка законов, которые должны вскоре появиться в сфере оборота нематериальных активов и интеллектуальной собственности.
Нужны системные меры - совершенствовать налоговое, таможенное, бухгалтерское, бюджетное законодательства. Нужно время. По сути, впереди - революция в экономике.