Новости

14.11.2008 03:30
Рубрика: Происшествия

Следы "Нерпы"

В Большом Камне начались аресты подозреваемых в ЧП на подводной лодке

Вчера в городе Большой Камень хоронили трех погибших на подводной лодке "Нерпа". Город простился со сдаточным механиком заказа Владимиром Сулимовым, машинистом Алексеем Лысенко и инженером-механиком Владимиром Тарасовым.

На похоронах говорили не только о погибших. Всех волновал арест Дмитрия Гробова - того самого матроса, который, по версии Следственного комитета при прокуратуре РФ, и включил систему пожаротушения.

- Он не мог этого сделать сам, - считает друг Гробова мичман Денис Кашеваров, который сейчас еще лежит в госпитале. - Технически это возможно, но зачем ему этим заниматься?

- Он адекватный нормальный мужик, - вторили другие.

Вахтенных в носовых отсеках в момент ЧП было трое, включая Гробова. Вчера задержан еще один вахтенный - Алексей Васильев.

Дословно

Валерий Королюк, бывший подводник, подполковник в отставке:

- Практическая вероятность того, что матрос, сидя в центральном отсеке, мог самостоятельно запустить ЛОХ, равна нулю. Вы обратили внимание, что сдаточная команда говорила, что фреон тек в отсеках дважды? Получается, матрос получал удовольствие от того, что рядом умирают люди, ну раз, еще раз на кнопку нажал!

Считаю, принципиальная ошибка разработчиков в том, что система ЛОХ стала автоматизированной. Ранее ее включали вручную только тогда, когда нельзя было возгорание потушить затаптыванием, водно-пенным составом и так далее. А сейчас автоматика может сработать на простое повышение температуры в отсеке, задымление или окисление проводов. Нельзя делать ЛОХ автоматизированной.

Конец года на предприятии - аврал, надо заказ сдать к концу года, закрывать табели, ведомости. Затолкать почти три экипажа в лодку на испытания - надо умудриться! На ходовых испытаниях проверяются системы, на каждую систему завязаны пять- семь человек. Лодка должна несколько раз выйти в море для проверки нескольких систем, а не раз - для проверки всего сразу с двумя сотнями человек.

подробности

Нам удалось связаться с теми, кто стоял у истоков рождения проекта 971.

Около сорока лет назад ВМФ СССР выдал задание на проектирование многоцелевых атомных подводных лодок, способных отслеживать и в случае необходимости гарантированно уничтожать вражеские авианосные группировки и субмарины - носители баллистических ракет. И в городе Горьком в конструкторском бюро "Лазурит" спроектировали, а на "Красном Сормово" построили серию так и не превзойденных титановых лодок проекта 945. О мощи тех субмарин говорили их имена: "Барракуда", "Кондор", "Зубатка". Американцы один раз попытались попробовать на зуб титановый атомоход и спровоцировали столкновение с АПЛ К-276. Наша субмарина отделалась небольшим повреждением рубки, а на борту американской лодки "Батон Руж" погибло несколько подводников, и саму субмарину, когда она еле-еле доползла до берегов США, признали неремонтопригодной и списали в утиль.

Однако титановые лодки оказались слишком дорогими даже для СССР, и тогда Ленинградскому КБ "Малахит" поручили переделать ее в стальной вариант. Так появился проект 971, к которому относится и "Нерпа". Эти субмарины оказались не менее грозными, и в НАТО им присвоили уважительное имя "Акула".

Поскольку проекты 945 и 971 практически однотипны, то нижегородские конструкторы в принципе могли оценивать ситуацию с несанкционированным включением ЛОХ. Тем более что они когда-то первыми и проектировали системы объемно-химического тушения пожаров на субмаринах. По словам специалистов из "Лазурита", система ЛОХ создавалась так, чтобы исключить ее несанкционированное включение, но в то же время обеспечить гарантированную подачу фреона в случае начала даже небольшого пожара.

Как рассказали нам люди, неоднократно бывавшие на приемо-сдаточных испытаниях, судостроители всегда относились к ним очень серьезно. Нахождение на борту без ПДУ и тем более пьянство было исключено. В то же время такие испытания оказывались настолько тяжелыми даже в советское время, что промышленники после отработанной смены просто валились на свои койки без чувств и сразу засыпали крепким сном. Так что подачу фреона даже при громком звуковом сигнале они могли элементарно проспать, и в этом не было их вины.

Есть и еще одна беда, о которой в один голос не говорят, а просто кричат все, имеющие отношение к подводному флоту России. Это катастрофическое падение профессионализма и ответственности за свои действия. Лодки годами строятся, годами стоят у пирсов. Уже есть моряки, отслужившие на подлодках срочную службу, но так и не выходившие ни разу в море. И любой, даже простейший учебный выход, не говоря о сложных испытаниях или боевых стрельбах, становится испытанием для экипажа.

Происшествия ЧП Аварии и катастрофы Происшествия Преступления Должностные преступления Филиалы РГ Дальний Восток ДФО Приморский край Владивосток Суд по аварии на АПЛ "Нерпа"
Добавьте RG.RU 
в избранные источники