Новости

24.11.2008 02:20
Рубрика: Общество

Поле брани

Надо ли ставить барьер фанатской страсти?

Дмитрий Ицкович, издатель:

- Великого вратаря динамовца Льва Яшина оскорбили фанаты "Зенита". Многих потрясло то, что произошло это именно в Санкт-Петербурге, который в отечественном сознании прочно занял место очень интеллигентного, имперского города. Однако это и пролетарский город, скажем мягко, с разными, не всегда приятными манерами. С ситуацией на стадионе надо разбираться. Но Питер в последние годы, к сожалению, прославился рядом экстремистских историй, в том числе и судебных, связанных с ксенофобией, насилием, спланированными убийствами. Поэтому я скажу так: надо ставить барьеры любой, не только фанатской, страсти, которая нарушает Уголовный кодекс. И моральный тоже. Это должны решать юристы и другие специалисты, но ценностные ориентиры общества явно были скособочены. Радоваться смерти человека - что может быть аморальнее? В отечественной культуре - это неприемлемо. Таким эпатажем пользуются некоторые художники-авангардисты, когда переступают ценностные барьеры, но происходит это в стенах элитарных галерей, а не на стадионе - в присутствии огромного количества народа и телекамер.

Фанаты относятся к субкультуре и отличаются от людей "мейнстрима" поведением, атрибутикой, интересами. Я не думаю, что к фанатам прибиваются люди с какими-то психологическими осложнениями. Хотя психологи и пытаются найти общие черты, скажем, у готов, эмо, панков или скинхедов. Здесь скорее - общая идеология, культурные ценности, нежели сходство темпераментов. Понятно, что вы вряд ли пойдете в субкультуру лесбиянок, если у вас нет склонности жить с людьми одного с вами пола. В футбольные фанаты люди идут потому, что внутри этого культурного сообщества есть альтернатива карьерных и жизненных траекторий, которые они в состоянии получить в обычном обществе. Какие именно? Ну вот пошел молодой человек в фанаты и сублимирует некоторую воинственность, возможность быть авторитетом, быть вожаком. Он попадает в компанию "своих" людей, где принят без критики. Конечно, от этого "едет крыша" - ведь дома и в школе его в грош не ставят. Кто ж уважает лузера? А на трибуне он "крутой пацан", болеющий за "Спартак" или "Зенит".

Я не готов говорить о каких-то психических отклонениях только потому, что люди орут и свистят. В большинстве своем народ там ведет себя вполне естественно. Вы бывали когда-нибудь на рок-концертах? Сидели тихо и скромно? Механизм "заражения" там примерно тот же. Любому "сопереживателю" свойственны очень похожие шаблонные паттерны: хлопать в ладоши, вскакивать со скамейки или с дивана. Иначе какой смысл смотреть?

Другое дело, когда эта эмоциональность выплескивается за рамки культурно приемлемых форм. В чем общественная угроза фанатов, мы знаем по примерам английских болельщиков - самых знаменитых в мире футбольных безобразников. Страшно, когда естественные эмоции радости и скорби за свою команду кем-то направляются в определенное русло, когда они превращаются в спланированную агрессию, и история продолжается уже за пределами матча и стадиона. Случай с оскорблением Яшина - как раз из той оперы, коль скоро вызвал нравственную дискуссию.

Я очень люблю играть в футбол, но болельщиком себя не считаю, потому что мне есть за что болеть вне стадиона. Кто-то инженер, кто-то тракторист, а кто-то ходит на футбол - и там для него главное жизненное поле.

против

Ольга Балла, культуролог:

- Прежде чем ставить барьер фанат ским страстям, надо понять, с какого рода явлением мы встречаемся.

Предыдущие века не знали фанатов. Поклонников, страстных приверженцев, готовых душу отдать за предмет почитания, было сколько угодно - от религиозных фанатиков до сентиментальных дамочек, гонявшихся за молодыми тенорами. Люди во все века жаждали идеала, но превращение его в явление субкультуры - примета нынешнего времени.

"Фанатство" в его нынешнем виде - плод позднего ХХ века, пережившего умирание. Больших Религий и Больших Идеологий. Жизнь ничто не держит изнутри, кроме бытовой рутины да, пожалуй, еще усилий выживания типа зарабатывания денег, чтобы на все хватило.

С распадом последних рудиментов традиционных обществ человек утратил нормальные ритуалы, которые не просто упорядочивали бы жизнь, но внушали бы доверие. "Фанатство" - это выделывание себе идеалов, ценностей, иерархии, ритуалов из любого подручного материала. Предмет обожания - это то, что ты сам выбрал. И потому - хотя бы в этом ты от внешнего, окаянного в своей обязательности мира - свободен. И чем страстнее служишь своему кумиру, тем больше свободы получаешь.

Это одна из самых-самых простых возможностей "свободы" и "индивидуальности". Такая, для которой никаких особенных внутренних ресурсов не нужно. Тут даже грамотность не обязательна, вполне хватит отождествления себя с определенной группой.

Отношение к предмету поклонения должно требовать самоотдачи. Например, в виде экстремальных форм поведения вроде крушения машин на Тверской. Или в виде отказа от секса за день до важного матча, чтобы "своя" команда выиграла (в этом году проводилось исследование, которое выявило, будто больше трети фанатов футбола мужского пола поступают именно так).

В самых уродливых своих проявлениях "фанатство" - свидетельство того, что человек в принципе не может быть одномерным, даже если быть другим он как следует и не умеет. Ему никогда не свестись к будням, к простому размеренному распорядку "мещанского" быта. Не бывать никогда тиши да глади "постиндустриальной" эпохи, пришедшей на смену "светлому коммунистическому будущему".

Как некогда страстная вера в идеологии, "фанатство" - простейшая возможность для человека, уязвленного своей "малостью", быть сопричастным Большому. Маленькая жизнь не может без Большой. Поэтому спортивное фанатство так легко сращивается с экстремистскими идеологиями. Болельщики футбольных команд не только раскрашивают лица в цвета любимого клуба, но еще и рисуют свастику на разных частях своего тела. Есть глубокое родство душевных установок у фанатизмов спортивного и идеологического.

Носители одного так легко становятся носителями другого, потому что это по сути одно и то же: страсть принадлежать чему-то Большому и Важному при возможности оплатить это только отождествлением себя с группой и ненавистью к чужим. Поэтому самые надежные барьеры этому - высокая религия, хорошее образование и внутренняя человеческая глубина. Но это же, в общем, не барьеры.

Общество Соцсфера Социология Спорт Футбол Вокруг футбола
Добавьте RG.RU 
в избранные источники