На задворках завода железобетонных изделий под Петербургом вырос сибирский поселок Край.
Над хлипкими деревянными домами железной "годзиллой" возвышается чудо техники - паровоз сороковых с алой звездой "во лбу". Снуют бабы и мужики с вениками и тазами.
Раздается громкое: "Чего вы с такими постными лицами! Повеселее. Праздник же, банный день!" Мимо в гимнастерке и с ребенком на закорках широким шагом прошел Владимир Машков. В лесах Ленинградской области снимают картину "Густав", герои которой не только люди, но и паровозы. На съемках "Густава" побывала корреспондент "РГ".
Война и космос, и любовь
Режиссер Алексей Учитель уверен: два события новой истории России достойны особо пристального внимания - война и космос. Космосу он уже отдал дань в картине "Космос как предчувствие". К войне он подступает - вначале снял фильм "Пленный", проэкзаменовав себя как режиссера, способного совладать с полевыми условиями. В новой его картине "Густав" главные события разворачиваются летом и осенью 1945 года, но сама история начинается еще до войны.
По сюжету в начале 40-х в сибирских лесах тянут железную дорогу, а два немецких инженера руководят строительством моста. Однажды от ледохода мост рушится (роль строптивой сибирской реки "играет" знаменитая своими бурлящими потоками Вуокса, что наверняка мастерски передаст "глаз" именитого оператора Юрия Клименко, снимающего уже пятую картину Учителя). Немецкие инженеры попадают под энкавэдэшный молох, от которого удается бежать дочери одного из них, 17-летней Эльзе (немецкая актриса Аньорка Штрехель). Все долгие годы войны она скрывается в лесах, где ее в конце концов находят и привозят в поселок Край. Так что войны в самой картине нет. Но есть враги. И в этом смысле, по признанию Алексея Учителя, "Густав" - продолжение "Пленного": "Для главного героя Игната, машиниста, только что вернувшегося с войны этаким победителем, враг - любой наш солдат, оказавшийся в плену у немцев. А немка Эльза - враг для всех. И тем не менее, казалось бы, враги все же находят нечто общее - вот это для меня было самое важное в сценарии Александра Гоноровского". И, конечно же, без "лав стори" в деле сближения народов никак не обойдется.
Гонки на паровозах
Возможно, когда-нибудь Алексей Учитель снимет эпическую картину про блокаду или "Дом Черчилля" - два мегапроекта, связанных непосредственно с Великой Отечественной войной, о которых он мечтает уже не один год. Впрочем, "Густав" - тоже масштабный и высокобюджетный проект. Чего стоит (во всех смыслах) идея паровозных гонок. Для этой сцены под Питером был построен настоящий железнодорожный мост. Причем в строительстве моста посильное участие принял Владимир Машков - без ложной скромности актер продемонстрировал мозоли на ладонях: "Серьезно подходим к работе, сто процентов вживаемости!"
На съемках строительства моста не обошлось без инцидента, чудом не завершившегося трагически. Владимир Машков в одном из дублей, стоя в ледяной воде, увидел, что на него летит бревно, и нырнул под воду. Это и спасло его: еще чуть-чуть - и бревно угодило бы актеру прямо по голове. По признанию свидетелей, момент был очень страшный, но сам Машков ограничивается по-мужски скупой фразой: "Да, съемки невероятно тяжелые, иногда на грани совместимости с жизнью. Были сложные ситуации, но механизм работает - удивительная по слаженности группа собралась". А когда напоминаешь ему про вынужденное "купание", лишь улыбается: "Да все обошлось, я получил настоящий кайф от такого ныряния".
Жизнь "на краю"
Особый "кайф" Машков получает и от того, что играть ему довелось машиниста. Ведь дедушка самого актера - железнодорожник. И слова "железная дорога", "паровоз" - не пустой звук для Машкова. Как и для его героя, по выражению Учителя, "сумасшедшего, в хорошем смысле, человека, помешанного на скорости, на паровозах, на своей идее подняться и полететь в космос с помощью вот этого механизма".
Перед паровозами благоговеют и сценарист Александр Гоноровский (известно, что "Густав" - это второй его "ж/д сценарий"), и Алексей Учитель, и Владимир Машков.
- Да, в паровозе есть своеобразная романтика, - признается режиссер. - Когда эта машина при вас начинает действовать, ощущаешь что-то сверхъестественное. Это такой гибрид железа, пара и еще чего-то, что не может двигаться и тем не менее покоряет пространство. Я бы даже сказал, что паровоз на самом деле - это некое живое существо. Не случайно и Эльза паровоз, который на 4 года стал ее домом, называет по имени - Густавом в честь погибшего помощника отца.
Машков железной дороге отдает свою дань уже давно - в собственном кино. В дебютной "Сироте казанской" трех претендентов на роль отца героини привезла эта огнедышащая "птица-тройка", а в следующей его картине "Папа", в сущности, Машков показал себя самого, проведшего вместе с друзьями детство на рельсах-шпалах Новокузнецка, встречая и провожая поезда и любуясь тяжеловозами. Поэтому неудивительно, что Машков так эмоционально реагирует на вопрос, что для него значит поезд:
- Как что?! Железная дорога - это жизнь. И это красота и романтика в то же время. А уж паровоз - это нечто магическое или мистическое даже. Несмотря на то что это груда металла, он может обидеться, может плохо себя чувствовать, может капризничать, а может - наоборот. Потому что "живой".
Так что понятно, почему Алексей Учитель в восторге от Машкова - актер полон внутреннего кипения, что режиссеру и требуется от Игната. Сам актер о своем герое говорит: "Он живет на краю". Так что, очевидно, Край - это не только название поселка, затерянного в сибирской глуши, но и нечто большее - состояние его героев.
В эту жизнь "на краю" втянута целая звездная актерская команда. Кроме Владимира Машкова в картине снимаются Армен Джигарханян, Сергей Гармаш, Ксения Рапоппорт. В общем, картина для режиссера, начавшего свой путь в игровом кино с камерной "Мании Жизели", необычная. Но Учитель признается:
- Вот как Елена Исинбаева каждый месяц прыгает на сантиметр выше и выше, так же и я должен с каждой картиной брать новую высоту.
Владимир Машков говорит о Великой Отечественной войне так, будто это не его герой, а он сам вернулся только что с фронта:
- Нам, сегодняшним, сложно себе представить, как трудно далась эта победа нашей стране, до конца осознать это время самого, наверное, невероятного эмоционального подъема. Мне кажется, мы из того времени. Говоря "мы", я имею в виду тех нормальных людей, кому понятно ощущение Родины, просто близких людей, за жизнь которых готовы отдать свою. Мне кажется, сейчас именно в этом "наивном" патриотизме можно найти необходимую нам идеологию. Все остальное покрыто замечательным цинизмом. У нас есть ответы на все вопросы, для нас все вокруг только подлецы, мерзавцы, и даже самые яркие эмоциональные порывы вызывают недоверие: "А зачем он это сделал?" И мне кажется, такое кино, какое делает Учитель, необходимо, чтобы мы не потеряли свое лицо.