Новости

04.12.2008 04:37
Рубрика: Общество

Атмосферное явление

В стране должна быть единая служба мониторинга состояния окружающей среды

В стране должна быть единая служба мониторинга состояния окружающей среды

Согласно опубликованному недавно докладу минприроды "О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации", дышать стало труднее. Объем автомобильных выбросов в атмосферу за последние годы вырос почти в полтора раза. Однако в ряде регионов, где количество транспорта стало намного больше, этот показатель резко пошел на убыль. К большому удивлению местных экологов.

Составители доклада ссылаются на материалы, предоставленные властями субъектов РФ. Например, в Тюменской области в 2007 году автомобильные выбросы сократились почти на треть. Хотя именно этот год стал рекордным по приросту легковых авто. Согласно данным одного из столичных агентств, высокие доходы и доступность кредитов вывели Тюмень на третье место в России по количеству машин на тысячу жителей. Деревья и кустарники вырубаются, зато растут уличные заторы. Что существенно увеличивает содержание в атмосфере вредных веществ. Ведь автотранспорт является главным загрязнителем воздуха в городах региона - на долю стационарных источников приходится лишь около четверти выбросов.

- Снижение суммарных выхлопов сразу на треть не поддается разумному объяснению. Если бы, допустим, сразу большую часть автопарка перевели на газовое топливо, тогда, наверное, удалось бы добиться ощутимых результатов. Пока об этом приходится лишь мечтать, - говорит заведующий кафедрой социально-экономической географии и природопользования Тюменского государственного университета академик РАЕН Виктор Осипов.

Однако в докладе есть еще одна любопытная ссылка: выбросы от автотранспорта специалисты рассчитывали по новой методике, разработанной одним из федеральных НИИ, который базируется в Санкт-Петербурге. С ней, подчеркивается, "не корреспондируется" ранее применявшаяся методика другого всероссийского научно-исследовательского института. И получилось, что в Курганской области зафиксировано снижение автомобильных выбросов в пять с лишним раз, в Оренбургской - вдвое. В Ханты-Мансийском автономном округе противоположный результат - рост более чем в два раза, в Башкортостане - в полтора. Цифры изумляют и не вызывают доверия у специалистов: либо методики сомнительные, либо расчеты неграмотные, либо наблюдения за загрязненностью атмосферы ведутся из рук вон плохо.

В прошлом году тюменских чиновников поверг в шок доклад Роспотребнадзора, в котором Тюмень была занесена в тройку самых грязных городов Российской Федерации. Областной департамент недропользования и экологии попытался выяснить, на результатах каких исследований базируется такой вывод. По мнению чиновников, пробы воздуха для экспертиз были взяты в санитарных зонах предприятий, а также на чрезвычайно загазованном уличном перекрестке. Поэтому такие замеры никоим образом не дают объективной картины. Начальник одного из управлений департамента Ольга Петрова заявила журналистам: экологическую ситуацию Тюмени можно назвать благоприятной.

- Действительно, все зависит от корректности и полноты исследований. Мы самостоятельно оценивали, к примеру, состояние воздуха на тротуарах, прилегающих к уличным магистралям. Здесь уровень загрязненности превышает 20 ПДК. На загруженных перекрестках он намного выше. Но на большей части территории Тюмени концентрация вредных веществ не вызывает опасений, - говорит заведующая кафедрой экологии архитектурно-строительного университета Татьяна Германова.

По ее мнению, муниципалитету, дорожникам, застройщикам и всем рядовым гражданам, не равнодушным к собственному здоровью, полезно знать ситуацию как в целом, так и детально, на каждом участке. Но никто не берется за составление обстоятельной и правдивой экологической карты. Для этого нужны политическая воля, солидные средства и достаточное количество сертифицированных современных лабораторий. Их не хватает: в областном центре действуют четыре стационарных поста Росгидромета и один передвижной - муниципальный. В отличие от других, его показания по загрязнению атмосферы, как правило, не вызывают тревоги.

- Деятельность лабораторий остается для нас тайной за семью печатями, - сетует начальник отдела санитарного надзора территориального управления Роспотребнадзора Юрий Дмитриенко. - Я не могу прокомментировать сведения о резком сокращении автомобильных выхлопов, поскольку пока мне это непонятно. Пора специалистам различных ведомств, экспертам собраться за одним столом, сопоставить результаты, обсудить методики расчетов.

По мнению координатора коллегии экологов общественного совета Тюмени Альберта Фахрутдинова, беда в том, что в стране нет единой, неподконтрольной местным властям федеральной службы мониторинга окружающей среды.

- Именно такая служба способна давать объективные и выверенные расчеты. Уверен, тогда в государственном докладе не было бы столь парадоксальных, вызывающих изумление данных по динамике автомобильных выбросов, - считает Фахрутдинов.

Между тем

35 российских регионов вообще не представили в Минприроды сведений о выбросах автомобильного транспорта в атмосферу.

Общество Экология Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Свердловская область