Новости

08.12.2008 05:25
Рубрика: Экономика

Ночные скачки "Пегаса"

На испытаниях сверхскоростного поезда наш спецкор прогонял всю воскресную ночь со скоростью 360 километров в час между Шампанью и Лотарингией

Родная мать всех высоко-скоростных французских поездов (ТЖВ) месье Франсуа Лякотт, при жизни признанный на родине великим, стал моим персональным гидом.

Для того чтобы на этом идеальнейшем для себя отрезке железнодорожного полотна "Пегас" смог вчера достичь запланированных Лякоттом 360 километров в час, требовалось соблюдать правила игры. Темная ночь без единой звезды, и выходные дни без единого позднего поезда. На запертом вокзале кромешная пустота, но парадная дверь тут же открывается на, понятно, привычный стук Лякотта. И только внизу, на перроне, поблескивает нечто длиннющее в форме иглы с конусами, похожими на кабины "Конкорда". Установлены эти конусы с двух сторон. В свое время я вдоволь накатался по Франции на ТЖВ, но, конечно, не на таких.

Ребенок и должен рождаться в муках

Российская газета: Вас, месье Лякотт, называют отцом ТЖВ.

Франсуа Лякотт: Стойте, стойте, я против этого двусмысленного термина. Бывает, что отцовство устанавливается с трудом, и случается много отказов от авторства. Я - мать. Родная и единственная. Выносившая идею создания ТЖВ в собственной утробе, выдерживавшая все издевательства, насмешки, покручивания пальцем у виска и истошные крики: "Зачем нам эта скорость!". А когда мы все-таки проложили по Франции скоростные линии и пустили поезда со скоростью 200 км в час, некоторые всё никак не могли успокоиться. Испытывали ТЖВ со скоростью под 300 и опять: "А если разобьетесь?". Знаете, какой процент аварийности у ТЖВ?

РГ: Судя по вашему довольному виду, совсем невысокий.

Лякотт: Нулевой, абсолютно нулевой. Но теперь, когда мы в "Альстоме" строим поезда уже не ТЖВ, а АЖВ - совсем нового, четвертого поколения, все равно чувствую укоризненные косые взгляды.

РГ: Я сам "долетал" 800 километров от Парижа до Марселя за три часа. Но, простите за наивный вопрос...

Лякотт: Спрашивайте, спрашивайте, я уверен, что слышал вопросы и наивнее, и даже глупее вашего.

РГ: Может, пора и остановиться с играми в дикую скорость?

Лякотт: Давайте еще раз - что такое ТЖВ? Скорость преодоления расстояния и удобство, полный комфорт, бесшумное передвижение, огромное - иногда в разы - сбережение энергии. Сохранение окружающей среды, новая инфраструктура. Мы еще в прошлом веке заглянули и даже заехали в век ХХI. Теперь я хочу затащить вас и в век грядущий. Следуйте за мной!

Что там, в грядущем?

Мы идем с Лякоттом вдоль состава. Впрочем, локомотива, обязательного

в таких случаях, и близко не видно, еще не подали. И, как выяснилось, для нашего "Пегаса" больше никогда не подадут. Чуть-чуть технической терминологии. АЖВ - сочлененная конструкция, моторные тележки, разгоняющие поезд до 360 километров в час и расположенные не вдоль и не под вагоном ТЖВ, как раньше, а в отдельных отсеках между вагонами по всей длине состава. Это, объясняет мне Лякотт, позволяет обходиться без тянущих разорительных устройств, то бишь паровозов и прочих локомотивов, удлиняет состав - к нему можно присоединить несколько комфортабельных вагонов. А если соорудить второй этаж, то в такой поезд усядется до 1200 пассажиров и даже больше.

Ну, ребята, поехали

"Пегас" - поезд, конечно, экспериментальный, это прототип. Заходишь в вагон, и тут же в бортовой журнал записывают твое имя, покидаешь поезд - опять запись. И таких строчек - 60. Инженеры, конструкторы, исследователи, железнодорожники высшей категории и наивысшей преданности делу. Пять вагонов из семи до потолка забиты четырьмя тысячами сложнейших приборов, не видал таких ни в ракетном центре под Москвой, ни у космонавтов. "Подручные" Лякотта замеряют и записывают шум, скорость, определяют аэродинамические качества, общаются между собой по громкой или по внутренней связи. И никакой тряски, закладки ушей, вообще каких-либо неудобств. Ничего похожего на 360 километров, которые мы все-таки набрали.

- Но это здесь, в вагоне, - объясняет Лякотт. - Пойдемте-ка к пилоту, - так называет он машиниста.

А в кабине скорость ощущаешь прямо каждой клеточкой, полотно мчится на тебя, обволакивает, и ты летишь словно в тумане навстречу неизвестности. Даже чуть страшновато. Вот тут, на этом отрезке, и был установлен в XXI веке французами из "Альстома" мировой рекорд - 574,8 километра в час.

- Но зачем вам рекорды? - спрашиваю я. - И будут ли они сегодня?

- Сегодня мы отрабатываем систему торможения и проводим разбор ошибок. Никаких рекордов, - Лякотт категоричен. - Но они нужны нам для того, чтобы понять, на что способен конструктор. Помогают понять, как приручить нам эти 360 километров в час, с которыми уже скоро наши поезда побегут по всей Франции не темными ночами и не в виде эксперимента, а ежедневно и ежечасно.

- А когда побегут они по России?

И Лякотт с удовольствием рассказывает, что познакомился с русским начальником по фамилии Якунин, и руководитель РЖД заинтересовался проектом. Может быть, сладится? По крайней мере вскоре есть шанс увидеть поезда не АЖВ, а ТЖВ, которые помчатся со скоростью 220 километров между Питером и Хельсинки. А для АЖВ надо прокладывать специальное полотно. Для осуществления громадья планов, если верить великому мэтру, обязательно должны совпасть три компонента. Первое - политическая воля. Второе - страна обязана быть совсем не маленькой. И третье - ее экономике и населению требуется торопиться и поспевать, не жалея для этого денег на билеты не очень и дороже обычных. Вряд ли у кого-нибудь есть сомнения в том, что второе и третье условия нам точно подходят. А вот с первым посмотрим.

- Американцы не проявили политической воли, - объясняет мне Лякотт. - Со вторым и третьим условиями у них тоже все в порядке. И я встречаюсь с губернатором Арнольдом Шварценеггером. Вот у кого политической воли может хватить. АЖВ доберется и до Калифорнии.

Гений полон оптимизма

Лякотт совершенно уверен: все сбудется и произойдет. Но откуда столько оптимизма?

- Да потому что я делаю доброе дело для Франции и для вас тоже, - улыбается пожилой, с иголочки одетый человек. - Видите, сколько раз мы сегодня промчались по 170 километров. Хорошенько погоняли по Шампани и Лотарингии, проверили тормоза и все время добирались до 360 километров. Нас уже ничего не остановит. Мы многое успели.

Между тем

Вместе с месье Лякоттом мы успели не только покататься по Франции. Ночью, конечно, не в поезде осушили бутылочку шампанского. Подняли тост за здоровье "Пегаса" - дай бог ему отличной скорости. Может, добежит этот "Пегас" четвертого поколения и до Москвы.

Экономика Транспорт Общественный транспорт Экономика Транспорт Железные дороги В мире Европа Франция
Добавьте RG.RU 
в избранные источники