Прекращено уголовное дело по факту катастрофы А-310 в Иркутске, произошедшей 9 июля 2006 года. Следствие пришло к выводу, что самолет разбился из-за сбоя в компьютерной программе.
Напомним, 9 июля 2006 года аэробус А-310 авиакомпании "Сибирь" (S7 Airlines) совершал рейс Москва - Иркутск. После приземления самолет не сумел затормозить, выкатился за пределы поля, протаранил забор и врезался в гаражи. На борту произошел взрыв, начался пожар. В катастрофе погибли 124 пассажира, 79 человек, в том числе 11 детей, удалось спасти.
Расследование предполагалось закончить в конце прошлого года, потом его продлили до 9 сентября. И наконец 9 декабря в деле была поставлена точка.
- Сроки постоянно переносились, поскольку нам необходимо было дождаться результатов повторной комплексной летно-технической судебной экспертизы, - пояснила Нина Калюш, старший помощник руководителя Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ. - Теперь уголовное дело по статье 263 (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта) прекращено за отсутствием состава преступления.
В общей сложности следствие велось почти два с половиной года. Отработано 10 версий катастрофы, допрошено более 500 человек, проведено 339 экспертиз. Объем материалов уголовного дела составил 55 томов.
В официальном сообщении Следственного комитета говорится, что "непосредственной причиной авиакатастрофы явилась нештатная работа систем управления самолета, их конструктивные недостатки, ошибки в разработке логики бортового компьютера, снижение эффективности торможения самолета на пробеге". Эти моменты были вызваны, как показала экспертиза, не действиями экипажа или наземных служб, а были обусловлены "непредвиденной реакцией программного обеспечения самолета на возникшую при посадке ситуацию".
Таким образом, выводы следствия опровергают версию Межгосударственного авиационного комитета (МАК), который в ноябре прошлого года заявил, что причиной катастрофы стали "ошибочные и бесконтрольные действия экипажа".
Специалисты технической комиссии МАК посчитали, что командир задел рычаг управления тягой левого двигателя. И самолет вместо торможения стал разгоняться. "Имея достаточный резерв времени на распознавание сложившейся ситуации, экипаж не принял необходимых мер по переводу левого двигателя на "малый газ" или выключению двигателя", - значится в заключении комитета.
Авиакомпания тогда не согласилась с выводами МАК, объявив, что вердикт об ошибке пилота не может объяснить всех причин катастрофы. Представители перевозчика обвинили комитет в том, что он выбрал удобную для себя версию - заявление о неисправности самолета или ошибке диспетчера ставило бы под удар сам МАК, ведь его специалисты сертифицируют и самолеты, и аэропорты.
Как будет разрешено это противоречие в решениях двух ведомств, в Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре разъяснить отказались. Но подчеркнули, что прокурорское решение полностью соответствует Уголовно-процессуальному кодексу и имеет законную силу.