19.12.2008 04:44
    Поделиться

    Сибирские покупатели предпочтут то, что производит корова

    Молочные реки не успевают войти в законные берега

    Завтра (20.12.08) вступает в силу технический регламент на молоко и молочную продукцию. Готовы ли производители к работе в новых условиях и не скажется ли это на цене продукции, выясняли корреспонденты "РГ".

    Теперь производители не имеют права ставить слово "молоко" на упаковке товара, если при его изготовлении использовалось сухое молоко. Как прокомментировал нововведение главный санитарный врач Новосибирской области Валерий Михеев, "молоком теперь будет называться только то, что производит корова, теперь не будет обмана, население будет точно знать, что  покупает".
    Крупные производители восприняли изменения в целом позитивно. Руководитель по внешним связям одной из перерабатывающих компаний на  Урале, Сибири и Дальнем Востоке Антон Калтыгин подчеркивает: "Мы приветствуем принятие технического регламента, поскольку он защищает производителей качественных продуктов от недобросовестных конкурентов - есть компании, которые используют растительное сырье. За счет этого себестоимость продукта снижается".

    Продукция, полученная из сухого молока, теперь должна называться "молочный напиток". Состав молочного продукта необходимо указывать на упаковке. В соответствии с регламентом, вся  молочная продукция должна получить новые сертификаты соответствия. Это займет какое-то время и в данный период некоторые молочные продукты могут исчезнуть с прилавков. Эксперт органа по сертификации продукции и услуг "Запсибвет" Наталья Пичурина сообщила: "Получить сертификат можно в течение получаса. Но при условии, если готов весь пакет документов и нет очереди. А очереди сейчас большие".

    Кстати, в областной ветеринарной лаборатории рассказали, что у них тоже огромные очереди. Поэтому срок получения результатов исследований продукции со дня сдачи сейчас составляет не менее десяти дней. До получения новых сертификатов продавать продукцию нельзя.

    Эксперты также не исключают, что многие покупатели отдадут предпочтение молоку, а не какому-то напитку. Значит, сократится спрос и на сухое молоко, что приведет к снижению цен на него. Но из-за сезонности производства молока, как подчеркивают специалисты, отказаться от использования сухого молока невозможно. В настоящее время доля продукта, изготовленного с использованием сухого молока, на рынке составляет 13 процентов. Кроме того, в двух десятках регионов (в основном северных) молочного стада вообще нет, и доля восстановленного молока в них доходит до 100 процентов.

    Доставка сырого молока должна быть не далее ста километров, готового продукта - не далее трехсот. До сих пор на прилавках Новосибирских магазинов можно было  увидеть молоко, привезенное из соседних регионов. Чтобы его можно было долго хранить, в производстве используют различные консерванты. Производители об этом скоромно умалчивали. Но теперь скрыть это не удастся

    Будет ли рост цен на молочную продукцию в Новосибирской области? Специалисты отмечают, что цена на сырое молоко в начале года увеличилась на 30 процентов. В марте молоко закупалось в среднем по 13 рублей за литр. В летние месяцы цена упала до девяти рублей и до сих пор не вернулась к прежнему показателю.

    По словам заместителя руководителя департамента АПК Новосибирской области Георгия Иващенко, валовое производство молока по сравнению с прошлым годом в области  увеличилось на десять процентов. 

    При этом в текущем году молочное стадо в области не выросло, но и не сократилось. Как оказалось, такое решение было правильным. Высокий урожай 2008 года позволил обеспечить животноводство кормами. По прогнозам, в новом году цены на молоко в Новосибирской области, скорее всего, останутся на прежнем уровне. Сегодня областные власти призывают животноводов увеличивать объемы производства и более активно выходить на рынок других регионов.

    А как у соседей?


    Барнаул

    Алтайский край - один из крупнейших производителей молочной продукции в Сибири. Введение новых норм и технических требований создало немало проблем для сельхозпроизводителей и переработчиков края. Закон не предусматривает переходного периода, а это значит, что за короткий срок предприятия должны сменить этикетку, провести экспертизу продукции, заменить всю техническую документацию и получить новые сертификаты.

    По словам заместителя начальника Главного управления сельского хозяйства Алтайского края Михаила Чмырева, производители молока готовы к переходу на новый регламент, но проблема в том, то закон сырой и к нему очень много поправок, которые еще даже не внесены. Чтобы нормально внедрить механизм, нужен длительный переходный период, а нам его не дали, - сетует Михаил Чмырев. - Производители молока сейчас в спешке проводят анализ продукции и получают новые сертификаты.

    Еще больше проблем возникает у переработчиков. Они говорят, что в за такой короткий срок заменить сертификаты и упаковку на  десятки видов продукции - просто нереально.
    * Всем понятно, что в одночасье к 20 декабря мы не можем заменить все этикетки, нанести всю информацию, которая предусмотрена техническим регламентом, - говорит Татьяна Зеленина. - Поэтому переработчикам разрешили использовать старую упаковку, но при этом потребитель должен получить полную информацию о продукте на вкладыше или стикере. Предприятия испытывают огромные сложности при переходе на новый регламент, ведь нормативно-техническая документация еще только разрабатывается, все делается буквально "с колес". К тому же оформление нормативно-технической документации, получение новых сертификатов на весь ассортимент продукции весьма затратные процедуры. Например, у Барнаульского молочного комбината более 100 наименований молочных продуктов и только на их сертификацию необходимо около 2,5 миллиона рублей.

    Несмотря на трудности, производители обещают, что ни ассортимент, ни количество продукции в магазинах не уменьшиться. Потребитель же от введения нового технического регламента, несомненно, только выиграет: он получит полную информацию о продукте и сможет выбирать на свой вкус. Но самое главное, что он будет покупать качественный и безопасный продукт.

    Справка "РГ"

    На прилавках магазинов, в связи с вступлением в силу Техрегламента, появятся упаковки с таким названием, как молоко, молочная продукция, молочный продукт, молочный составной продукт, молокосодержащий продукт, вторичное молочное сырье, побочный продукт переработки молока, сырое молоко, цельное молоко, обезжиренное молоко, питьевое молоко, молоко топленое, молоко пастеризованное, молочный напиток, молочный напиток обогащенный, концентрированное или сгущенное цельное молоко, концентрированное или сгущенное обезжиренное молоко, сгущенное с сахаром молоко, сухое цельное молоко, сухое обезжиренное молоко, немолочные компоненты, сливки и другие продукты.

     

     

    Поделиться