В четырехзвездочном отеле в швейцарской Лозанне было холодно. Мне выдали второе одеяло и деликатно попрекнули: "Видите, что вы наделали, перекрыв вентиль".
И вот это "вы перекрыли вентиль" не отставало от меня, да, уверен, и от всех соотечественников, на протяжении всего пребывания в Лозанне. Никто - или почти никто - в Западной Европе и не слышал, что Украина воровала русское топливо. О политических разборках в Киеве там не подозревали или не хотели подозревать. Вообще роль украинской стороны здесь была как-то очень умело затушевана, не поднималась и не рассматривалась.
Пресса дружно осуждала нас на всех языках, только и практикуемых в Швейцарии. Телевидение делало то же. Сознание было обработано четко. И не важно, с кем общался - с официантом ли, с банкиром или даже с руководителями среднего ранга, - везде и отовсюду лишь одно: не пощадили вы Европу даже в праздники.
Члены моей международной организации - известные спортивные журналисты со всего мира, к удивлению, вторили швейцарцам. Мне пришлось проводить даже пятиминутную учебу. Политпросвет убедил не совсем и не многих.
Впрочем, туристов-россиян это не особенно и касалось. Все эти чужие несправедливые упреки с наших, как и все остальное, будто с гуся вода. Жившие в отеле москвичи только посмеивались над "политической неграмотностью" все равно гостеприимных хозяев. Чуть подмерзали, но без всякого ропота: нас холодами в пять градусов не запугаешь. В отличие от Западной Европы...
Хорошо, что вскоре здесь потеплело. А чтобы растопились сердца, подмороженные внедряемой к нам ледяной нелюбовью, надо много и упорно работать, быстро и доходчиво рассказывая не только своим (мы-то знаем и верим), но и соседям, что же в действительности происходит.