Какие существуют "ловушки" для абитуриентов? Почему работодатель теперь заинтересован в подготовке профессионалов экстра-класса? Как должны перестраиваться образовательные программы? Об этом корреспондент "РГ" беседует с ректором Московского государственного университета технологий и управления, председателем Всероссийского педагогического собрания, профессором, доктором экономических наук Валентиной Ивановой.
Российская газета: Валентина Николаевна, о ЕГЭ, кажется, сказано уже все. И тем не менее на последнем совещании Всероссийского педагогического собрания он опять оказался в центре внимания. Почему?
Валентина Иванова: Пока не найден выход из тупиковых ситуаций, возникающих при выдаче сертификатов Единого госэкзамена. Нередко одиннадцатиклассники не проходят в вузы из-за непонятных методик пересчета результатов ЕГЭ. При этом в разных вузах оценки выставляются самые неожиданные: где-то по одним и тем же баллам могут поставить "двойку", в другом - "пятерку". Поэтому необходимо, чтобы минобрнауки и Рособрнадзор определили единую для всей страны схему, по которой сами абитуриенты могли бы вести подсчет и выбирать "проходные" для них учебные заведения.
При существующей практике итоги вступительного конкурса становятся известны только после сдачи документов, тогда и возникают "ловушки" для абитуриентов с низкими баллами. Они отчисляются, хотя могли бы пробовать силы в другой институт. Совершенно очевидно: эта проблема требует очень серьезного участия со стороны ректорского корпуса и образовательных ведомств федерального уровня.
РГ: А какие новые специальности появились в вашем университете?
Иванова: Мы начали готовить сомелье и инженеров парфюмерной и косметической промышленности. Традиционно высокие конкурсы остаются на отделении товароведения, факультете общественного питания и, естественно, на экономические и юридические специальности.
РГ: Но переизбыток и экономистов, и юристов сегодня налицо. Аналитики предупреждают: с этими дипломами прямая дорога на биржу труда. Вы согласны?
Иванова: В отличие от других отраслей, включая металлургию, строительство и машиностроение, нас кризисная ситуация вряд ли затронет. Занятость в пищевой промышленности, скорее всего, будет только расти. Поэтому нашим юристам и экономистам, знающим все тонкости отрасли, безработицы бояться не стоит.
Основная проблема профильной школы и вуза - отвечать запросам работодателей. Еще будучи депутатом, я внесла на рассмотрение законопроект, где предлагалось поощрение работодателей в системе вуз-студент-работодатель в виде налогового освобождения. Он был принят и с января 2009 года вступил в действие. Теперь работодатель освобождается от уплаты налога на прибыль с той суммы, которую тратит на заключение договоров со студентами. К примеру, если раньше работодатель оплачивал обучение в вузе своих рабочих или платил стипендии студентам, которые придут к нему после выпуска, с отчислением с этих затрат за счет прибыли, то теперь эти затраты относятся, как говорили раньше, на себестоимость продукции. Это большой шаг вперед.
РГ: То есть закон стимулирует заинтересованность работодателя в подготовке кадров?
Иванова: Безусловно. Равно как и в трудоустройстве "своих" молодых специалистов.
РГ: Знаю, что университет начал готовить специалистов для среднего и малого бизнеса агропромышленного комплекса. Требование жизни?
Иванова: Специалистов-аграриев мы выпускали и раньше. Поэтому речь идет о расширении и совершенствовании направлений их обучения. Первые шаги касаются специалистов в области технологий и переработки зерна. К сожалению, менеджеров и технологов для малых и средних предприятий, необходимых для нормального функционирования рыночной экономики, практически никто у нас не готовит. Разве что единицы вузов.
РГ: Но в условиях кризиса может возникнуть ситуация, когда малому и среднему бизнесу придется сокращать объемы производства, увольняя при этом сложившийся кадровый состав. Где в таком случае могут быть востребованы ваши выпускники?
Иванова: Актуальной становится идея подготовки специалистов для АПК не только в качестве наемной трудовой силы, но и способной самой организовывать конкурентоспособные малые и средние бизнес-инкубаторы. Здесь многое придется делать и создавать с нуля самостоятельно, проявляя не только навыки и предприимчивость, но и необходимую компетенцию и многосторонние знания. И вузовская программа должна быть ориентирована на деятельность в таких условиях.
РГ: Но ведь прекрасный "теоретик", к примеру, в области переработки зерна, тот же технолог колбасного производства, не набравшись достаточного опыта, не всегда может быть одновременно образцовым менеджером или руководителем производства. Не так ли?
Иванова: В реалиях жизни нередко случается, когда начинающий специалист колбасного цеха должен быть не только хорошим организатором производства, но и грамотным технологом и экономистом. Поэтому новшества в нашей образовательной системе ориентированы на преподавание широких и качественных знаний с учетом их применения на практике. Цель такого подхода: наши выпускники должны научиться организовывать собственный бизнес не только в провинциальных или крупных городах, но и в небольших деревеньках.
РГ: По словам министра Фурсенко, число вузов и их филиалов сократится примерно на 20 процентов. У вас филиалов много?
Иванова: Двадцать пять. И мы бы хотели сохранить все. Ведь наши филиалы максимально приближены к предприятиям АПК и готовят специалистов именно для них. Приоритеты же в подготовке специалистов ориентированы на избежание потерь сельскохозяйственной продукции в ходе ее переработки, а также на качественное проведение самих процессов переработки.
РГ: Кстати, ваш вуз известен исследованиями и научными разработками для пищевой промышленности. За экспертизой обращаются?
Иванова: Конечно. Скажем, у нас создан Центр продовольственной безопасности, где проводятся исследования на генно-модифицированные виды продукции. Действует Центр сертификации продукции: весь продуктовый импорт сначала сертифицируется в МГУТУ, а затем уже отправляется на прилавки.