В госфильмофонде России проходит ХIII кинофестиваль-семинар "Белые Столбы". С некоторых пор этот район Подмосковья, где расположен один из крупнейших в мире киноархивов, стал зоной реальной опасности для нашей киноистории. Мы говорим с художественным руководителем кинофорума, лауреатом Государственной премии РФ, первым заместителем Генерального директора Госфильмофонда России, главным хранителем его коллекции Владимиром ДМИТРИЕВЫМ.
Российская газета: Уже не один год речь идет об экологической угрозе Госфильмофонду со стороны близлежащего кирпичного завода и строящегося неподалеку логистического центра...
Владимир Дмитриев: Кирпичный завод функционирует, но в настоящем виде мы его не боимся. Гораздо хуже для нас строительство логистического парка или, попросту говоря, оптовой базы, вплотную примыкающей к территории Госфильмофонда. Сюда будут завозить множество грузов до распределения их по точкам. Таким образом, мы оказываемся в центре промышленной зоны. Кто даст гарантию, что не взорвется, скажем, цистерна с нефтью? Или не привезут какие-то взрывчатые материалы? Пиротехнику? Или не случится самовозгорания химикатов? А вибрация? В письмах подчеркивается, что никто не станет строить химический завод рядом с Эрмитажем. А рядом с киноархивом - можно! Ухудшение экологической обстановки скорее всего будет постепенным. И я с ужасом думаю, что будет происходить с пленкой, как она станет разрушаться. Это не все понимают, и в данном случае интересы материальной выгоды превалируют над интересами культуры.
РГ: Вы не пытались защититься законодательно?
Дмитриев: Все время пытаемся это делать. Госфильмофонд России - "особо ценный объект культуры народов Российской Федерации". Статус - выше некуда. А, несмотря на это, борьба за создание охранной зоны будет сложной и долгой. Госфильмофонд был построен среди лесов и березовых рощ. Даже самолеты должны были обходить нашу территорию. Это правило остается и сейчас. Но, как видим, появилась более мощная угроза. Мы хотим еще раз напомнить законодателям и государственным деятелям, что основная часть советской классики снята на горючей пленке. Включая "Броненосец "Потемкин" Эйзенштейна, "Войну и мир" Бондарчука, "Тихий Дон" Герасимова. Достаточно случайной искры, чтобы все это погибло.
РГ: А как хранятся киноархивы за рубежом?
Дмитриев: Норвегия хранит свой киноархив в скале, где некогда находились ракеты НАТО. Там никогда не меняется температурно-влажностный режим, нет пыли. Это замечательное место для хранения кинопленки. В пещерах хранят свои киноархивы Финляндия и Корея. Словом, мировая практика - выводить фонды в экологически чистые места. И Госфильмофонд изначально был расположен в экологически чистой зоне, поскольку основным условием хранения кинопленки является чистота воздушного бассейна.
РГ: В чем, с вашей точки зрения, причина такого беспечного отношения к национальному достоянию в нашей стране?
Дмитриев: Родовое проклятие кино заключается в том, что оно, во-первых, искусство техническое, во-вторых, - тиражируемое. Чтобы мы ни говорили, а полотно Рубенса или рукопись Пушкина в общественном сознании ставятся выше пленки. В Лондоне в одном из залов Британского музея я увидел рукописи Диккенса и Джойса. Это замечательно! Но я подумал, а если бы рядом с одной из них лежал негатив фильма Хичкока, который по вкладу в мировую культуру не менее крупная фигура, чем Джойс? Ну и что? Железная коробка с пленкой. Весь мир боролся против того, чтобы бумажным архивам придавалось большее значение, чем киноархивам. И наша борьба в значительной степени началась с доказательства значимости киноархивов на фоне других собраний.
РГ: Но вернемся к только что открывшемуся фестивалю "Белые Столбы". Каковы его цели и задачи?
Дмитриев: Его придумал Владимир Малышев - тогда генеральный директор Госфильмофонда, а ныне ректор ВГИКа, - и предложил мне разработать концепцию. Я сопротивлялся, пока не понял, что это может быть нечто близкое к знаменитым "болшевским семинарам". В подмосковном Болшеве в советское время проходили ежегодные семинары. Приезжали киноведы из всех республик СССР, а мастера кино, писатели, поэты и даже члены правительства читали им лекции. Но главным там были беседы в кулуарах. Здесь рождались творческие замыслы, завязывались романы - это было трогательно и хорошо. В Белых Столбах мы решили соединить принципы Болшева и архивных фестивалей мира. И поставили целью показать, насколько история кино интереснее и разнообразнее, чем мы ее себе представляем. Драма нашей страны как сверхидеологизированного государства заключалась в существовании устойчивых идеологем. Первостепенное значение того или иного режиссера утверждалось официально, оспорить его было невозможно. Существовали списки фильмов, имен и концепция отношения к ним. Мы стараемся сломать подобный стереотип отношения к киноистории. Показываем картины из коллекции Госфильмофонда, объединенные в циклы. Обязательно готовим программу на злобу дня. На этот раз - цикл документальных фильмов, посвященных мировому финансовому кризису 20 - 30-х годов. Аналогия понятна.
РГ: В этом году "Белые Столбы" впервые позиционируют себя как фестиваль-семинар...
Дмитриев: Просто в этом году мы не хотели его проводить. Сложное финансовое положение, определенная усталость: двенадцать лет подряд при отсутствии фестивальных служб, параллельно с основной работой. Решили провести небольшой семинар, на котором бы выступили киноведы со своими показами и сообщениями. Но, поскольку общественность не одобрила уход фестиваля в чисто научную сферу, нам пришлось переориентироваться: оставив семинарские занятия, мы фактически возвратились к прежней форме.
На этот раз тема одной из наших любимых рубрик "Конфронтация", где мы сталкиваем неожиданные и нестандартные точки зрения, - "Украина: взгляд из прошлого и настоящего". Здесь мы показываем украинский фильм "Аннычка" 1968 года о Великой Отечественной войне и параллельно - несколько современных украинских фильмов: "Оранжевая зима", "Война - украинский счет" и "Закон". Будет и программа, озаглавленная "Россия и Грузия. Годы кинематографической дружбы", посвященная столетию Серго Закариадзе. Покажем фрагменты из его фильмов.
Очень важным представляется цикл, посвященный началу Второй мировой войны. Мы показываем немецкую и советскую хронику 1939 года. Думаю, что так выбивается "искра истины" - прямое столкновение изначального материала, который оценивается с позиций современности.
РГ: Ни один ваш фестиваль не прошел без сенсаций. Чем удивляете на этот раз?
Дмитриев: Мы начали работу над новым проектом, который продлится много лет. Хотим на все отечественные фильмы заготовить высококлассные копии. Вначале цифровые, потом перевести их на пленку - как самый надежный способ сохранения изображения. Мы очень гордимся первым опытом в этом направлении и на фестивале покажем фильм, который называется "Первороссияне". Он вышел в 1967 году, подписал его режиссер Александр Иванов, но сделал Евгений Шифферс. Это поэтический кинематограф по поэме Ольги Бергольц. Картина вышла в прокат в 32 копиях, что по тем временам крайне мало, на 70 мм. Копии изнашивались, их уничтожали. Когда сломали аппаратуру для печати и реставрации картин этого формата, судьба "Первороссиян" завершилась. Негатив лежал в Госфильмофонде без движения, сохраняя обаяние легенды. Мы смогли перевести его на 35 мм. Так картина возвращается к жизни через сорок лет. И это настоящая сенсация - она изменит наше представление о развитии отечественного кино.