03.02.2009 00:00
    Поделиться

    Вырубки леса в Костромской области нарушают все законы, правила и постановления

    В Мантуровском районе Костромской области лесники очень уважают поэзию. В райцентре вход в здание лесхоза украшают солидные плакаты о любви к лесу, здешним березкам, зайчикам и прочим глухарям с лосями.

    Копытные и пернатые на плакатах - всего лишь иллюстрация стихов про то, что "на березке рана, жизнь уходит с соком, знать, умрет до срока дерево-подранок". Автор душещипательного произведения неизвестен. Но все написанное - правда. Действительно, тысячи деревьев-подранков "украшают" сегодня лесной фонд района, стоит лишь съехать с дороги.

    Без виноватых

    Безобразные гектары сплошных вырубок с поваленными и переломанными деревьями, раскатанные тракторами лесные речушки, уничтоженные глухариные тока, совершенно непроезжие лесные дороги с прошлого года стали визитной карточкой Мантуровского района. По этой причине в здешних местах немало населенных пунктов, которые оказались полностью отрезаны непролазными вырубками от своих дорог, ягодных и грибных мест. Деревни Аносово, Полома, Хлебишино и другие заперты в плотном кольце завалов деревьев и помоек, оставленных теми, кто здесь лес уничтожал. То, что окружает сегодня эти деревни, вырубками в прямом смысле этого слова назвать язык не поворачивается.

    Эти места и через десятки лет не смогут стать лесом. Примером того может служить гигантская вырубка на стыке двух лесных дорог - Старого и Нового Бама. Эта черная пустыня в лужах с радужной пленкой уже пять лет не зарастает даже травой. По заверению районной прокуратуры виновных в ее появлении когда-то нашли и даже наказали штрафом. Но от этого ни одна сосна или елочка на черном болоте не выросли.

    От местных деревень в глубь лесного массива идут четыре лесные дороги - Кондопская, Хлебишинская, Школьная и БАМ (Брантовская автомагистраль). За очень короткий срок каждая из этих дорог превращена в кашу из поломанных стволов и вывернутой земли. Теперь ни один из сельских жителей не может ни пройти, ни проехать по дорогам в лес.

    - А зачем старикам в лес пе реться? - весело прокричал водитель очередного лесовоза, которые сутками вывозят через деревню Полома лес. - Им всем на кладбище давно пора.

    В такой постановке вопроса - вся нехитрая философия не только рядового водителя, но и тех, кто решил, что местные жители, эта та величина, которую при решении глобальных вопросов в расчет принимать не стоит.

    Основные разработчики здешнего леса - государственная организация под названием "Костромахозлес". В Мантуровском лесхозе уверяют, что главная задача этой уважаемой организации - уход за лесом. А рубит она для того, чтобы на этот уход заработать. Правда, самые серьезные поиски в течение нескольких недель следов ухода за здешним лесом, ничего не дали.

    "Костромахозлес", в свою очередь, говорит, что все вокруг рубит законно и по документам. При этом, правда, умалчивая, что и рубка "в законе" обязательно имеет свои строгие запреты. Так, нельзя уничтожать лес в радиусе 50 метров от лесных речек, нельзя трогать глухариные тока, нельзя волоком тащить лес, уничтожая верхний слой земли. Ни одно из этих табу в здешних местах не соблюдалось и не соблюдается. Бывшие глухариные тока районная прокуратура, естественно, уже не нашла, но за изуродованную лесную речку штраф выписала. Однако толку от этого немного.

    В "Костромахозлесе" соглашаются, что могли уничтожить в процессе "ухода за лесом" то, что закон категорически запрещает трогать. Но сделали это не со зла. А потому, что на их картах охранные места не нанесены, а сами они ту же речку в глаза не видели. Со слов сотрудников "Костромахозлеса" рисовала им карты по заказу другая организация - "Центролес". Так что в том, что происходит в Мантуровском районе, со слов лесных чиновников, виноватых нет.

    В последнее время у костромского чиновничества особой популярностью пользуется словцо "депрессивный". Так здешние начальники разных рангов именуют одну из самых прекрасных областей Центральной России - Костромскую. О том, что этот регион - "депрессивный", местные бонзы говорят и в высоких кабинетах в столице, и заезжим журналистам, и на собраниях-заседаниях по любому поводу.

    Когда-то журналистская работа свела меня с одной дамой, директором детского дома, которая в глаза и за глаза воспитанников сиротских учреждений громогласно называла "дефективными". Соответственно определению так она к детям и относилась. Потом директора все-таки уволили. И даже в системе образования запретили работать. Но сколько же детских судеб она успела сломать!

    С лесом в Костромской области в чем-то сегодня складывается похожая ситуация. Его добывают (или правильнее написать - добивают?) всеми возможными способами. Главный лозунг местных чиновников - слишком мало рубим, надо больше. А уж каким образом - не важно.

    Деревенские жители, охотно рассказывая, кто, где в окрестностях рубит, называют в первую очередь не неизвестных им далеких начальников, а фамилии своих районных руководителей разного ранга. Подтвердить такую информацию официально никто из местных не решается. Правда, нашелся один старик из деревни Аносово. Он горячо уверял, что "все скажет и под протокол тоже". Но стариковской смелости хватило не надолго. Уже на следующий день он умолял корреспондента "РГ" забыть о разговоре, потому как у него "в городе племяш, а от них знаешь что можно ждать?". Здешние жители жалуются кому угодно, только не власти. В этом отношении местные делятся как бы на две группы. Первые не верят, что их голос что-то изменит. А вторые просто боятся за себя и за близких. Пикантность ситуации в том, что одинаково правы и те, и другие.

    Кто в лесу хозяин?

    То, что творится в Мантуровском районе с лесом, очень серьезная проблема, которая давно перестала быть узко отраслевой и носит крупномасштабный характер. Здешние проблемы - точная копия российских лесных проблем. Ущерб от таких вырубок, как в Мантуровском районе, ставит под угрозу не только экономику страны. Ведь лес это уникальный, единственный в своем роде возобновляемый природный ресурс, восстановление которого требует как полномасштабных затрат, так и очень большого времени. Как успешно возобновляемый ресурс сделать невозобновляемым, надо спросить у местных лесных руководителей.

    С прошлого года лесное законодательство, как говорят юристы, "претерпевает процесс реформирования", который еще не завершен. А это, в свою очередь, продолжает создавать условия для усугубления проблемы незаконного уничтожения леса. Лесной кодекс вступил в силу с 1 января 2007 года. По нему такие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, как разработка лесных планов субъектов, лесохозяйственных регламентов, проведение госэкспертизы проектов освоения лесов, и некоторые другие были переданы органам госвласти субъектов.

    Казалось бы, передача на места этих полномочий должна сопровождаться наделением самой Российской Федерации соответствующими правами по контролю и надзору за исполнением всего переданного. Но вот парадокс - законодатель не счел это необходимым, оставив за Российской Федерацией ограниченный круг контрольных и надзорных функций. Так, субъекты получили практически полную свободу в выборе идеологии построения системы органов, которые контролируют и надзирают за соблюдением лесного законодательства.

    Не стала исключением и Костромская область, где функции по проведению госполитики и выработке региональной политики в сфере лесных отношений исполняет департамент лесного хозяйства области. Его возглавляет директор, который, в свою очередь, является главным государственным лесным инспектором Костромской области. Директор департамента подчиняется губернатору, заместителю губернатора, курирующему вопросы, подконтрольные этому подразделению. И вот тут складывается прелюбопытнейшая картина.

    Кто кому начальник?

    Согласно информации, размещенной на официальном сайте Рослесхоза www.rosleshoz.gov.ru, начальником Костромского "лесного" департамента является Коновалов Александр Николаевич. В свою очередь заместителем губернатора Костромской области, координирующим работу исполнительных органов госвласти области по вопросам реализации государственной и выработке региональной политики в области развития лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, также является Коновалов Александр Николаевич.

    Законом Костромской области (от 05.07.2007) "О государственных должностях Костромской области" (статья 3) установлено, что должность "заместителя губернатора области" является государственной должностью области.

    Закон Костромской области (от 17.05.2007) "О Реестре должностей государственной гражданской службы Костромской области" определяет должность "директора департамента" как должность государственной гражданской службы. Из этого можно сделать вывод о том, что Коновалов Александр Николаевич являясь лицом, одновременно замещающим государственную должность высшего исполнительного органа госвласти области - "заместителя губернатора области" и должность государственной гражданской службы органа исполнительной власти области - "директора департамента", подчиняется самому себе. А Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в статье 17 установлен запрет на замещение должности гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных указами президента. Сведений о таких указах в отношении Коновалова корреспонденту "РГ" обнаружить не удалось.

    Таким образом, структура органов, занимающихся контролем и надзором в области лесных отношений в Костромской области являет собой один из ярких примеров децентрализованной системы власти.

    Для кого пишут правила?

    Не надо быть специалистом, чтобы видеть в мантуровских порубках очевидные и грубые нарушения лесного законодательства. Согласно требованиям того же лесного закона освоение лесов "не может иметь места без проведения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов". Кстати, эти действия, связанные с рубкой леса, правово урегулированы достаточно подробно. Помимо нового Лесного кодекса после вступления его в силу разработаны многочисленные правила (санитарной, пожарной безопасности, ухода за лесами и прочие), утвержденные приказами министерства природных ресурсов (сегодня это министерство природных ресурсов и экологии) и Федерального агентства лесного хозяйства.

    К их числу относятся, например, Правила заготовки древесины. Они подробно регламентируют сам процесс: какие деревья рубятся в первую очередь, какие нельзя трогать, каковы правила рубки и так далее. Эти же правила предписывают соблюдение условий и проведение мероприятий по восстановлению леса на вырубках, а также обязательную очистку лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника, мешающих проведению лесовосстановительных работ. Кстати, очистка мест рубок должна проводиться одновременно с заготовкой древесины. Ничего подобного не делается вообще.

    Правила предусматривают различные способы очистки леса. Законодательство запрещает оставлять порубочные остатки, нераспиленные стволы деревьев, хаотично брошенными на лесосеке навалом.

    По требованию закона граждане и юридические лица - лесопользователи обязаны ежеквартально представлять в уполномоченные органы отчеты об использовании лесов, в том числе и отчет об охране и защите лесов, где указывается, помимо всего прочего, площадь мероприятий по очистке леса от захламления. Хотелось бы взглянуть на подобные отчеты, представленные лесопользователями в Мантуровском районе.

    Нарушения требований правовых норм об очистке леса и его восстановлении должны по закону заканчиваться как минимум досрочным расторжением договоров аренды лесных участков, если лес рубят на основании договора аренды или принудительным прекращением других прав пользования лесом. Но компетентные органы - не только на районном уровне - явно полагают, что оснований для санкций нет.

    Кто в лесу не хозяин

    Безусловно, есть в "лесной" проблеме и объективные трудности. По стране лесничих не хватает. Низкие зарплаты и зависимость от вышестоящих чиновников, незащищенность выполнения профессионального долга, когда выполнение обычных обязанностей часто равносильно подвигу, не могут не влиять на работу лесничих. Они же создают условия для коррупции.

    По постановлению правительства (от 26 июня 2007 г. N 407) "О проведении государственной инвентаризации лесов", данные о "негативном воздействии на леса и нарушениях лесного законодательства, если они требуют принятия неотложных мер в 3-дневный срок с даты их получения, направляются в соответствующие органы госвласти, органы местного самоуправления". Выполняется ли это требование постановления правительства?

    Специалисты практически единодушны в том, что борьба с уничтожением леса должна приобрести системный характер. Она должна включать и совершенствование лесного законодательства, и выстраивание эффективной системы органов контроля, усиление административной и уголовной ответственности. Вот цитата из пояснительной записки к проекту федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации":

    "На сегодняшний день Россия входит в число стран - лидеров по незаконной рубке леса наряду с Бразилией, Камеруном, Габоном, Индонезией и Малайзией. Нелегальные вырубки составляют более 80 процентов всех нарушений лесного законодательства РФ".

    Сейчас усилена уголовная ответственность за незаконную рубку, предусмотренная статьей 260 УК РФ. Такая мера была необходима, но само по себе ужесточение уголовной ответственности не поможет кардинально решить проблему. Изучение судебной практики, показывает, что за преступления, предусмотренные этой статьей, чаще всего наказание назначается условно или дается штраф. Но и с ужесточением наказания уже осужденные идут "по второму кругу" и снова берутся за пилу или топор. Слишком велика рентабельность. Недостаточно только наказания суровее, важно обеспечить эффективную работу судов.

    Поделиться