Юрий Богомолов: "Плесень" нагоняет страх на россиян

Не прошло и месяца после новогодних празднеств, как наше телевидение посерьезнело и заговорило о хлебе насущном, то есть о кризисе, о внешнеполитических проблемах, о внутриполитических их аспектах и о жизни грибов во Вселенной.

Хотя, судя по некоторым программам, кажется, что лучше бы оно об этом и не заговаривало.

Их полку прибыло

В эфир вернулись наши старые знакомые - политологические гуру Владимир Соловьев, Максим Шевченко, Алексей Пушков, Сергей Кургинян, Михаил Веллер, и, понятное дело, Владимир Жириновский. Сильно не хватало Александра Проханова. Но зато появился еще один писатель. И не просто так, не сам по себе, а в качестве модератора.

То был Сергей Минаев со своей еженедельной авторской программой "Честный понедельник" на канале НТВ.

То был первый выпуск, первый блин, что, как правило, выходит комом. Но этот блин оказался всем блинам блин, хотя и сырым, несъедобным комом.

...В эфире стоял такой ор с улюлюканьем, с посвистом, с размахиванием государственных флагов; в эфире столько плескалось злобы и ненависти, что самые скандальные выпуски ток-шоу "Пусть говорят" и "К барьеру!" сразу померкли и показались степенными коллоквиумами философов на отвлеченные темы.

Страсти-то разгорелись от того, что некий предприниматель отказался покупать продукты украинского происхождения.

Для передачи был снят документально-постановочный сюжет: гражданин Андрей приходит в магазин, спрашивает изделие. Цена его не интересует. Его интересует адрес производителя. Продавец говорит: "Украина". Покупатель говорит: "Не надо", поворачивается и уходит прочь от прилавка, после чего оказывается в студии, где ему Владимир Жириновский, Сергей Минаев и толпа патриотически-возбужденных граждан помогают разобраться в вопросе о пользе экономических санкций против недружественных стран. Мнения участников разошлись.

Одни были не против, чтобы соседей поставить к стенке, другие были настроены более миролюбиво и выступали за то, чтобы поставить их на колени.

По результатам дискуссии ее участники обратились к правительству с требованием поддержать частную инициативу предпринимателя Андрея в деле экономического бойкота Украины, Грузии и стран Балтии.

Одна блокада сменить другую спешила...

На передаче "Момент истины" Андрей Караулов и его гости традиционно били тревогу по поводу угроз, исходящих от стран дальнего зарубежья и российских кинематографистов, собравшихся на VII съезд СК РФ.

Что-то их риторика мне напомнила. Я бы сразу и не сообразил, если бы на минувшей неделе не подоспел юбилей одной драматической кампании.

Как раз в эти дни исполнилось ровно 60 лет со дня опубликования в газете "Правда" передовицы "Об одной антипатриотической группе театральных критиков". После нее и началась широкомасштабная патриотическая борьба с "безродными космополитами".

А несчастные театральные критики всего-то и провинились тем, что написали несколько статей по поводу художественных недостатков в произведениях корифеев соцреализма. Тут же выяснилось, что космополитизм и антипатриотизм страшно заразные инфекции, вирусы которой поразили едва ли не всю художественную и научную интеллигенцию. Товарищ Сталин боролся с ней с присущей ему последовательностью и доборолся до "дела врачей".

По дороге товарищ Сталин "доборолся" еще и до "ленинградского дела" с последовавшими арестами и расстрелами. Эта волна репрессий поднялась на четвертый год после Победы и на пятый - после прорыва Ленинградской блокады, 65-летие окончания которой ТВ, слава богу, заметило.

В те же дни, когда случился очередной приступ ксенофобии в помянутых здесь ток-шоу, оно показало добротный художественный фильм "Блокада" Михаила Ершова (телеканал "Россия"), хороший документальный фильм Кирилла Набутова "Блокада Ленинграда" (НТВ) и концерт, посвященный этому событию (опять "Россия).

(Первому каналу отдельное спасибо, что он удержался от повтора сериала "Ленинград", гламурной интерпретации едва ли не самого трагического эпизода нашей истории.)

Не знаю как кому, но мне соседство программы Минаева с воспоминаниями о блокаде показалось кощунственным, хотя бы потому, что выжившие блокадники нечто подобное уже однажды пережили. Не в эфире - в реальности. Только они вырвались из голода, из холода, только похоронили павших, как их снова взяли в окружение репрессий и проработочных запугиваний.

Почему мы еще живы?

Этот вопрос каждый из телезрителей, видимо, готов задать себе после просмотра фильма-сенсации "Плесень", показанного на Первом канале. На меня он страху нагнал ужас как много.

Вопрос авторами поставлен ребром. Кто победит в борьбе за выживание во Вселенной: Человек, который звучит гордо, или плесень, которая неприятна не только на вид, но и на слух?

Какие, к черту, классовые и мировые войны, "оранжевые" революции и межпланетные противоборства могут идти в сравнение с такой напастью, как плесень? Ее, по уверению проникновенного закадрового голоса Сергея Безрукова, называют "хлебом Бога и плевком дьявола".

Так вот, как следует из кинооткровения документалистов, мы этим "хлебом" с намазанным на него плевком питаемся с утра до вечера и с вечера до утра. Мало того, мы дышим плесенью. Она давно у нас в крови. Мы ею больны. В том числе и смертельными болезнями - чумой, проказой. Из-за нее случаются войны, революции и наверняка финансовые кризисы. Иногда получаем от нее удовольствие. Это когда на кусок "хлеба Бога" с несколькими "плевками дьявола" кладем ломтик рокфора и запиваем стаканом тронутого благородной плесенью "Шато". Я уж не говорю о жареных, соленых и маринованных грибочках в качестве закуски под русскую водку.

Иногда от нее есть и целительная польза - пенициллиновые препараты.

...Ну ладно, то, что мы все в разной степени - грибы, кто опенок, кто поганка и мухомор, с этим еще можно смириться. И то, что плесень делится на благородную публику и плебс, тоже ничего. Все в мире что-то на что-то делится. Но во что, все-таки, трудно поверить, так это в то, что плесень занимается сексом. Представляю, какая это порнография!

Но опять же, это все частности. Главное же: мир, по уверениям авторов, находится сегодня в состоянии бактериологической войны.

***

Ежели всерьез, как это все скучно. Креативщикам надоело пугать и пытать толпу вымышленными демонами, дикими фантазиями о подземельных духах, о небесных пришельцах, так они стали одушевлять и дьяволизировать то, что близко и под рукой: еда, вода, плесень...

Что на очереди? Тараканы? Пыль? Гниль?