11 ноября 2008 Г. "РГ" опубликовала статью "Уравнение для детей дождя" - о проблемах обучения детей, имеющих отклонения в здоровье. Сейчас несколько воронежских организаций создали коалицию для развития в регионе инклюзивного образования. Инклюзия - это когда ребята с необычными возможностями посещают обычные детсады, школы и вузы.
...Миша Бегидов учится на юрфаке в Воронежском госуниверситете. Он стал инвалидом в четыре года, когда перенес клиническую смерть. Восстанавливался "с нуля". Но мама сделала все, чтобы сын не чувствовал себя обделенным.
- Я сменил пять школ, среди них - и коррекционный интернат, который мне очень мало дал, - вспоминает Миша. - Лучше всего было в 10-11-м классе в обычной школе N 14. Там ходил на уроки мальчик, который раньше учился дома из-за проблем с опорно-двигательным аппаратом. Ребята нам помогали. И в вузе мне помогают. У меня проблемы с почерком. Так, в библиотеке одна девушка заполнила за меня карточку, сокурсники предлагают писать лекции под копирку.
Этот случай в Воронеже не единственный, но исключительный. Детям с нарушениями развития доступны центры реабилитации, коррекционная школа и спортшкола для инвалидов. То есть "свой круг". Хотя Закон "Об образовании" позволяет детям-инвалидам учиться в системе общего образования, да еще и по месту жительства.
С малышами чуть проще. Но чаще всего родителям и приходится доказывать, что их ребенок не опасен для здоровых детей.
- Изолировать ребят с нарушениями - вчерашний день, - считает заведующая детсадом комбинированного вида N 164 Елена Гориненко. - Инклюзия необходима, но тут есть ряд проблем. Так, надо выявлять нарушения как можно раньше, пока есть шанс что-то исправить. Нужна преемственность между детсадом и школой: сейчас мы передаем своих воспитанников в специнтернаты, хотя зачастую они в силах обучаться и в массовой школе. Очень остро стоит проблема подготовки кадров для работы в смешанных группах: сегодня у тебя среди детей слепой, завтра - аутист...
В Самарской области эксперимент идет несколько лет, оснащение школ финансируют из регионального бюджета, созданы муниципальные агентства специального образования.
На прошедшем недавно в Воронеже "круглом столе" родители юных инвалидов предложили начать в городе "инклюзивный" эксперимент. Споры начались сразу же.
- Я много лет работала в обычной школе. С учениками-аутистами мы мучились, - рассказала завотделением областного центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "Парус надежды" Екатерина Самуйлова. - Когда разрешили создавать классы коррекции, родители не хотели переводить туда своих детей - мол, "классы дураков". Но потом увидели, что ребятам там лучше. В обычном классе инвалида могут обидеть. И учителям трудно: особый ребенок осваивает все медленнее. Почему же здоровые дети должны страдать?
У завуча школы N 18 Жанны Соломатиной иное мнение:
- Мы перевели ребят из классов компенсирующего обучения в обычные. Да, они не стали отличниками - планка у каждого своя. В прошлом году закончила 11-й класс девочка, которая пришла к нам аутисткой. Первое время мама ходила с ней на уроки, потом стала встречать на улице... все наладилось!
Для образовательной системы инклюзия - потрясение. Кажется, что нужны невероятные суммы. На те же пандусы, туалеты и широкие классные двери для колясочников. На обучение учителей, на оплату труда педагогов, помогающих инвалидам в обычной школе.
Проблема и в стандартах школьного образования. Массовая школа в последнее время главным образом готовит ребят к выпускным ЕГЭ. А дети с нарушениями развития порой и на аттестат не претендуют.
- Поэтому инклюзивное образование стоит развивать, если цель - включение ребенка в общество, - заключила сотрудник областного департамента здравоохранения и соцразвития Евгения Вечер.
Сторонники инклюзии предлагают адаптировать условия образования к любому ребенку, а не наоборот. А коррекционные учреждения - превратить в ресурсные центры для подготовки учителей.