Эпопея с украинским судном "Фаина" вроде бы завершилась. В минувшую пятницу освобожденные моряки на президентском самолете прилетели из Момбасы в Киев. А "вроде бы", пишу не случайно. Теперь украинские политики горят желанием выяснить, кому "Фаина" должна была доставить груз и кто на Украине мог выиграть от этой сделки.
Встречу моряков в киевском аэропорту Борисполь организовала президентская служба протокола. На летное поле к трапу вышли президент Виктор Ющенко, другие официальные лица и родственники моряков.
Журналистов охрана президента оставила за ограждением, заставив наблюдать за церемонией с приличного удаления. Выходящих из самолета моряков Ющенко встречал лично, кому-то из людей в камуфляже даже сказал какие-то ободряющие слова (в военную форму моряки оделись не по собственной воле: уходя с "Фаины", пираты забрали у них почти все личные вещи). Впрочем, сами члены экипажа президента беседой не удостаивали, а тут же направлялись к тем, кто им более важен и нужен, - своим родным.
"Я не знаю, о каких претензиях и компенсациях может сейчас идти речь. Нигде, к сожалению, не написано, что пленникам пиратов что-то полагается. Страховые случаи из-за пиратских захватов случались скорее в виде исключения. Но экипажа "Фаины" это не касается. Я не вижу строгих юридических оснований для судебных исков со стороны моряков. Могу сказать, пообщавшись с экипажем еще в Кении, что никакого организованного разбирательства с их стороны, скорее всего, не будет. Нормальные мужики, они все понимают", - пояснил "РГ" Михаил Войтенко, главный редактор издания "Морской бюллетень-Совфрахт", бывший пресс-секретарь владельца судна ("Я согласился им стать, так сказать, на общественных началах, безвозмездно, при условии сохранения собственного мнения, и перестал им быть, как только моряков освободили").
По его словам, моряки пока согласились только на предложенное президентом Ющенко лечение в элитной киевской клинике "Феофания" за государственный счет. "Плен, климат, стресс спровоцировали обострение болезней даже у молодых моряков. Ничем смертельно опасным или экзотическим они, слава Богу, не заразились. И, если предложение Ющенко реально, подлечиться им действительно нужно", - считает Войтенко.
Президентский самолет не привез из Кении тела капитана "Фаины" Владимира Колобкова, умершего от сердечного приступа сразу после захвата. Там, в Кении, проводится судебно-медицинская экспертиза и оформляются документы. По словам представителей украинского МИДа, вскоре все формальности будут улажены, и в ближайшее время гроб с телом капитана доставят на его родину - в Санкт-Петербург.
Тем временем на Украине разворачивается борьба за право именоваться спасителем "Фаины", соответственно, вокруг этого начались и склоки. К примеру, неназванный источник в Службе внешней разведки (СВР) Украины бросил тень на оперативный штаб при Совбезе Украины, координировавший операцию, - якобы оттуда информация быстро уходила к пиратам. И СВР, и Совбез информацию о "кроте" в высших эшелонах вскоре, впрочем, опровергли, а сам президент пообещал поощрить государственными наградами как участников операции по спасению моряков, так и самих пленников.
Сразу после освобождения "Фаины" встал вопрос о политической ответственности украинского руководства. И, судя по всему, несмотря на относительно благополучное разрешение ситуации, скандала избежать не удастся.
"На будущей пленарной неделе я буду требовать создания в Верховной раде специальной комиссии, которая будет разбираться с обстоятельствами продажи оружия, захвата судна и процесса его освобождения, - сказал "РГ" депутат от Партии регионов Валерий Коновалюк. - Несмотря на многочисленные опровержения, остаются все основания утверждать, что оружие на борту "Фаины" предназначалось все же повстанцам Южного Судана".
Впрочем, пока еще никому на Украине не удалось разобраться, кто все же в реальности получает сливки от торговли оружием, в том числе и с "рискованными" африканскими клиентами.
"В действительности в вопросах торговли оружием ответственность на Украине поделена: политические аспекты - кому продавать - сфера президента, техническая сторона - чего и сколько - дело правительства", - считает Николай Сунгуровский, директор военных программ Центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова.
Виктора Никольского, который заменил умершего капитана, представят к ордену Мужества. Об этом в аэропорту Пулково-2 заявил спикер Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов, куда прибыли освобожденные из пиратского плена моряки с судна "Фаина". Виктора Никольского - капитана корабля и механика Антона Тарасова, которые прилетели рейсом из Киева, пришли встречать родственники, друзья, представители российского профсоюза моряков.
Виктор и Антон вышли из самолета в солдатском камуфляже, в который их одело украинское правительство. Их собственная одежда осталась у пиратов. Виктор Никольский, увидев родственников, не мог сдержать слез:
- Были ситуации, когда хотелось помолиться, но сейчас все позади, главный результат в том, что экипаж жив, - сказал Никольский журналистам.- Завтра буду праздновать день рождения сына и постараюсь обо всем поскорее забыть.
Виктор пошутил, что за это время даже немного научился говорить по-сомалийски. Когда пираты издевательски спрашивали его, счастлив ли он, он отвечал на их языке, что будет счастлив, когда судно уйдет в море.
В процессе переговоров украинских и российских спецслужб о передаче экипажа пираты угрожали, что затопят судно. У моряков "Фаины" большие претензии к их украинскому хозяину. Он, похоже, не думал о том, как облегчить своим работникам пребывание в плену. Подвоза продуктов, как, например, в случае с другим захваченным судном Future, организовано не было. Пираты кормили пленников один раз в день, рисом, макаронами и очень редко картошкой. Но самое главное, не было возможности сообщать о своем самочувствии родным. Те получали известия только из выпусков новостей и практически пребывали в неведении по поводу самочувствия своих родственников.
Вдова умершего капитана Елена Колобкова в аэропорт приехать не захотела. Она рада за друзей мужа, но горечь утраты для нее очень тяжела.