Во вторник в Польше будет обнародована ранее не известная личная переписка Папы Римского Иоанна Павла II. Это письма, которые понтифик писал своей соотечественнице Ванде Пултавской, известному врачу-психиатру.
"Бескидские говенья. История дружбы ксендза Кароля Войтылы с семьей Пултавских" - так называется книга, выпущенная издательством Святого Павла. В ней около 600 страниц.
Как пояснил председатель конференции польского епископата архиепископ Юзеф Михалик, книга - вовсе не литературный труд. Это история души двух неординарных личностей: верующей и ее духовника, которых многое объединяло.
"Российской газете" удалось связаться с автором книги, живущей в Кракове 87-летней пани Вандой.
Российская газета: Пани Ванда, сколько времени вам потребовалось на написание книги?
Ванда: Более чем полвека.
РГ: Кто был автором идеи?
Ванда: Она исходила не от меня. 14 ноября 1993 года Иоанн Павел II на обеде, в присутствии архиепископа Михалика сказал мне: "Ты должна написать воспоминания". И я начала делать это. Первые две главы понтифик прочел и одобрил. Архиепископ Михалик тоже. Но нашлись и те, кто посчитал: лучше - не сейчас. На некоторое время прервала работу. Но писать письма, как и в предыдущие десятилетия, Святому отцу продолжала. А он давал мне своего рода домашние задания. При встречах делал пометки в моей тетради. Только лишь с заключительной главой не ознакомился. Буквально перед его смертью я спросила его: "Может, сжечь написанное?" - "Не стоит", - коротко ответил он. Однако сомнения не покидали меня до тех пор, пока мой духовник не сказал мне: "Твои записи - не частная собственность. Люди должны знать своих святых, их биографию. Советую обнародовать переписку сейчас".
РГ: Под письмами Папы Римского стоит буква "Б". Что она означает?
Ванда: Это слово "брат" - так я называла Святого отца. А он меня - сестрой.
Ванда посвятила себя психиатрии, поступив на медицинский факультет Ягеллонского университета. Там, в Кракове, учась, искала того, кто понял бы ее и помог бы ей. Таким человеком оказался ксендз Кароль Войтыла - будущий Папа Римский Иоанн Павел II, который стал ее исповедником. Он посоветовал ей писать. Вскоре вышла книга "Я боюсь снов", которую перевели на английский, немецкий, итальянский языки.
Доктор медицинских наук Пултавская не только преподавала в Ягеллонском университете, но и наблюдала за "освенцимскими детьми", вела другую научную работу. "Ты помогала сформировать мои ценности, была и остаешься моим экспертом в гуманитарных проблемах", - писал ей Иоанн Павел II.